Участники рабочей сессии «Движение вверх: формирование среды для роста МСП» ХІV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» имени А.Н. Чилингарова обсудили перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ.
По словам члена Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Веллера, за последние годы с точки зрения поддержки и развития среднего и малого предпринимательства в Арктике удалось сделать многое: принят федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ», введено понятие «Резидент Арктической зоны». Резидентом может стать предприниматель с объемом инвестиций в один миллион.
Веллер отметил, что в текущем моменте целесообразно рассчитывать на региональный и местный уровень. Уже есть ряд успешных опытов. О работе «Норникеля» в этом направлении рассказала директор департамента социальной политики компании Ирина Жуйкова.
«Зачем крупный бизнес занимается поддержкой малого и среднего бизнеса? Для нас ответ очевидный, потому что наши сотрудники хотели бы, чтобы в городах, в которых они живут на Крайнем Севере, сервис не уступал сервису городов на материке. Любой сотрудник после работы становится обычным горожанином», – начала свое выступление Жуйкова.
Работа компании по поддержке малого и среднего бизнеса началась в 2014 году. Тогда компания запустила обучающий курс для социальных предпринимателей. В пандемию, по словам топ-менеджера «Норникеля», стало понятно, что в поддержке крупного бизнеса на таких отдаленных территориях нуждаются не только социальные или начинающие предприниматели, но и в целом весь малый бизнес.
В Норильске, например, компания предоставляла субсидии для предпринимателей, компенсировала им грузоперевозки, чтобы они могли спокойно торговать в Норильске.
«Норникель» взял на себя заботу по обеспечению средствами индивидуальной защиты предпринимателей в Норильске, Мончегорске, Заполярном, Никеле просто потому, что их негде было в то время купить. После этого стало понятно, что надо как-то по-другому к этому относиться, – сказала Ирина Жуйкова. – В результате появился акселератор бизнес-проектов. Его мы запустили со школой РСПП».
Помимо этого, в городах, где работает «Норникель», созданы агентства развития территории. У них тоже есть направление развития сервисной экономики и диверсификация экономики.
Вице-президент Бизнес-школы Российского союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Богданов согласился с Ириной Жуйковой:
«Люди хотят сервиса. Как показала практика, веерное распыление даже крупным бизнесом грантовых средств не позволяет создать действительно хорошую сервисную экономику. Это может создать только малый бизнес на территории присутствия, и здесь опыт «Норникеля» показателен. В Норильске уровень сервиса жизни как в Москве. Если убирать температуру и пургу, то круглосуточные супермаркеты, высококлассные на любой кошелек, аквапарк, торговый центр, медицина всех видов и так далее. Создать реальную сервисную экономику можно только через системную работу с предпринимателями. «Норникель» даже в условиях высокой ключевой ставки поддержал малый бизнес, подставил крепкое плечо, предоставив беспроцентные займы».
Говоря об акселераторе бизнес-проектов, Богданов отметил, что в прошлом году Министерство экономического развития РФ приняло муниципальный инвестиционный стандарт и регионы, где работает «Норникель», стали одними из пилотных.