31 марта 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об утверждении Концепции внешней политики РФ. Документ закрепляет доктрину России как самобытного государства-цивилизации. Новый статус и будущее движение развития арктических и северных территорий определяется в тексте Концепции в пунктах 50 и 54.
Эксперты по арктическому праву отмечают, что это уже четвертый в этом году институциональный документ, в котором Арктическая зона России выделяется на фоне других территорий. Продолжается формирование нового плана развития Арктики и Крайнего Севера на ближайшие 10 лет. 21 февраля в послании Федеральному Собранию Президент заявил, что Россия намерена наращивать возможности Северного морского пути, предложил развивать экотуризм. В этот же день был опубликован обновленный вариант Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. 23 марта председатель Правительства России Михаил Мишустин представил ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе и подтвердил, что в 2022 году арктические проекты показали жизнеспособность. В приоритете, как и ранее, развитие судостроения, рост перевозок по Северному морскому пути, проекты развития комфортной городской среды. Все эти три документа по разному, но в целом показывают пути внутреннего развития арктических регионов и ориентированы, в большей степени, на регионы и муниципалитеты. В Концепции внешней политики тема арктических и северных территорий стала надстройкой или куполом над внутренними делами.
Это означает, что теперь наднациональные институты перестали иметь приоритет над суверенными. И хотя межгосударственная интеграция и укрепление международных связей в Арктике остались в тексте Концепции, а ООН как и ранее играет важную роль, Российская Арктика на международной арене становится более открытой для нерегиональных государств, а ее правовой статус определяется Россией как владелицей самой большой сухопутной частью Арктики в мире.
Кроме того, арктическо-северный вектор в Концепции прослеживается и в пункте 54. В частности, речь идет об укреплении экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе скорейшего запуска международного транспортного коридора «Север – Юг», совершенствования инфраструктуры международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», Северного морского пути, создания зон развития и экономических коридоров в Евразии, в том числе экономического коридора «Россия – Монголия – Китай», а также наращивания регионального сотрудничества в сфере цифрового развития и формирования энергетического партнерства.
Очевидный разворот на Восток подтверждается всеми четырьмя вышеуказанными документами, а арктический форсайт будет участвовать в мировом балансе сил и интересов.
Для полного закрепления видения интересов на географических полюсах отдельным пунктом 65 обозначена внешняя позиция России по Антарктике: «Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г.». Это означает, что, несмотря на международную конфронтацию, Россия готова к сотрудничеству в полярных регионах и в дальнейшем обязуется соблюдать международную повестку и правовые основы, при этом занимая более проактивную позицию в собственных регионах, без оглядки на международные институции.