Новые угрозы для бизнеса

© Управление корпоративных отношений и правового обеспечения

Удар по фирмам-однодневкам приняли в первом чтении

Как сообщает газета «Коммерсантъ», Госдума приняла в пятницу в первом чтении правительственный законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, носящий ярко выраженный антипредпринимательский характер. "Единая Россия", по уже сложившейся традиции обсуждения неоднозначных экономических инициатив Белого дома, жестко раскритиковала законопроект, но привычно проголосовала за, пообещав "вычистить" его от наиболее одиозных новаций ко второму чтению.

Известную постановку про "плохого и хорошего полицейского" на Охотном Ряду дают уже не в первый раз. В январе этого года "Единая Россия" с громкими возражениями одобрила в первом чтении правительственный закон о Росфинагентстве, еще ранее также в атмосфере сдерживаемого негодования были приняты законы о бюджетном правиле и о переводе госказны в 2014 году на программно-целевые принципы.

Впрочем, на этот раз возмущение парламентариев наработками Белого дома выглядит вполне оправданным — законопроекта, носящего такой ярко выраженный "карательный" по отношению к бизнесу характер, в Государственную думу не вносилось уже давно. Идеологию проекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" определил состав его авторов — Росфинмониторинг, ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, ФСКН, Генпрокуратура, Следственный комитет, Центробанк и другие силовые и фискальные регуляторы бизнеса. Представляя в пятницу проект Госдуме, заместитель главы Росфинмониторинга Александр Клименченок сообщил, что его главные цели — удар по фирмам-однодневкам и приведение российского антиотмывочного законодательства в соответствие с требованиями FATF.

Новации объемного законопроекта разбиты по блокам, и вот лишь некоторые из них. В антиотмывочный закон вводится понятие о бенефициарном владельце — банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку собственников, а клиенты — сообщать о наличии у них бенефициаров. Более чем в два раза расширяется перечень операций, о которых организации обязаны докладывать Росфинмониторингу (теперь это и выдача денег микрофинансовыми компаниями, операции с драгоценными металлами и прочее). Банкам вменяется обязанность при наличии "обоснованных оснований" отказывать клиентам в открытии счета.

По фискальной части законопроект предлагает открыть налоговикам доступ к информации о счетах и вкладах физических лиц (сейчас эта норма действует только в отношении организаций), а также дать им право приостанавливать операции по счетам компаний в случае их отсутствия по адресу регистрации. Кроме того, режим банковской тайны проектом предложено снять и для силовиков — по решению суда они смогут получать сведения о счетах компаний и граждан в рамках оперативных мероприятий до возбуждения уголовного дела. По проекту, налоговики также получают право вчинять иски собственникам и руководителям компании, действия которых привели к возникновению убытков и, соответственно, к появлению налоговых долгов перед бюджетом. Предусмотрено и право налоговых органов по своему усмотрению доначислять налоги компаниям, заключавшим сделки с однодневками. В рамках борьбы с утечкой капиталов предложено усилить уголовное наказание за невозвращение валютной выручки, вернуть в Уголовный кодекс статью "Контрабанда" в отношении валюты и ее эквивалентов, повысить штрафы за непредоставление информации о зарубежных счетах.

Ознакомиться с полным текстом статьи

Комитет РСПП по собственности готовит заключение на принятый в первом чтении проект федерального закона № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», принятый Госдумой в первом чтении 22 февраля с.г.

По предварительной оценке законопроект за счет неопределенности формулировок, расширяющих основания для уголовного преследования за финансовые нарушения, может привести к неоправданному ограничению прав собственников по распоряжению принадлежащего им на законных основаниях имущества. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 законопроекта руководитель (заместителя руководителя) налогового органа наделяется правом принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств при возврате организацией связи почтового отправления с отметкой об отказе от его получения либо об отсутствии организации по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Указанная норма не конкретизирует, какие именно почтовые отправления имеются в виду (налоговые органы могут направлять организациям различные почтовые отправления, в том числе информационного характера). Кроме того, возможны технические ошибки при оформлении почтового отправления (неверные реквизиты и т.д.), а также имеет место неудовлетворительная работа ФГУП «Почта России».

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, как правило, применяется для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. В этой связи непонятно с какой целью будет вводиться приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств при отсутствии задолженности организации по налогам, сборам, пени и штрафа.

Представляется, что в случае отсутствия организации по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, решение о приостановлении может приниматься исключительно по результатам выездной налоговой проверки.

Пункт 6 статьи 7 законопроекта обязывает банки информировать налоговый орган в отношении всех вкладов (депозитов) физических лиц (об их открытии или закрытии и изменении реквизитов). При этом неясно с какой целью банки на постоянной основе должны предоставлять информацию по депозитам физических лиц и почему такая информация не может предоставляться только по запросам налоговых органов. Указанная норма может повлечь рост расходов банков и неоправданное увеличение стоимости банковских услуг.

Статьей 12 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», расширяющие основания привлечения к субсидиарной ответственности руководителя и контролирующих лиц должника при совершении ими действий или бездействия, в результате чего должник признан банкротом. Освобождение от указанной ответственности возможно только, если лицо докажет, что оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Фактически предлагаемые нормы возлагают на руководителя и контролирующих лиц полную имущественную ответственность за банкротство организации, поскольку:

- в большинстве случаев банкротство является следствием действий каких-либо лиц (утверждение неверной стратегии развития, большой объем заимствований и т.д.);

- менеджмент и контролирующие лица почти всегда могут быть обвинены в бездействии (непринятие своевременных антикризисных мер, несвоевременная остановка производства и т.д.);

- отсутствие четких критериев добросовестности и разумности в действиях руководителей и контролирующих лиц.

В этой связи представляется, что указанные нормы могут быть внесены в законодательство только одновременно с закреплением обязанностей и четких критериев ответственности членов органов управления и контролирующих лиц.

Данная задача решается внесенным Правительством РФ проектом федерального закона № 394587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ» (принят в первом чтении) и соответствующие положения из законопроекта надо перенести в него.

В ближайшее время будут подготовлены предложения, направленные на уточнение норм законопроекта с целью исключения правовой неопределенности при их последующем применении.

Поделитесь