Новый управляющий для госденег

©

Росфинагентство может так и не появиться. Управлять госденьгами может и ЦБ, а деньги фонда национального благосостояния решено направить на инфраструктуру

Попытка создать Росфинагентство «выявила много нерешенных проблем», сказал президент Владимир Путин в бюджетном послании (см. также статью на стр. 04) и предложил «рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления» госфинансами.

Будущему Росфинагентству отводилась роль управляющего суверенными фондами (резервным и национального благосостояния), а также госдолгом (см. график). Минфин надеялся, что новая структура позволит повысить их доходность.

Но за четыре года чиновники, а затем присоединившиеся к спору депутаты так и не смогли выбрать организационно-правовую форму для Росфинагентства. Первоначально Минфин предлагал создать новую госкорпорацию. Однако идея не устроила прежнюю администрацию Кремля — бывший президент Дмитрий Медведев критиковал эту организационно-правовую форму и собирался ликвидировать или реформировать госкорпорации (акционировано было лишь «Роснано»).

В итоге в поступившем год назад в Госдуму законопроекте правительство предложило сделать Росфинагентство государственным ОАО. Но на этот раз против выступили депутаты — они сочли такую форму попыткой вывести национальные сбережения из-под контроля государства. Депутаты приняли документ в первом чтении, пообещав переписать его. В апреле премьер Дмитрий Медведев признал, что акционерная форма несет большие риски, и не исключил, что Росфинагентство станет некоммерческой структурой.

Из формулировки Путина следует, что от идеи создания Росфинагентства решено вообще отказаться, сетует сотрудник Минфина, альтернативы обсуждаются, но каких-то конкретных предложений нет. Пока неясно, что можно предложить на замену, размышляет чиновник Белого дома, но возможно, еще удастся реанимировать идею Росфинагентства. Пока есть сомнения, что такая структура нужна, знает чиновник, близкий к администрации президента. Окончательное решение о судьбе Росфинагентства еще не принято, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Цели поменялись — теперь за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ) решено развивать инфраструктуру, а для этого агентство не нужно, говорит министр финансов Антон Силуанов. Минфин подумает над изменением инвестдекларации Центробанка, чтобы повысить доходность от управления ФНБ, рассказал он: сейчас именно ЦБ инвестирует эти деньги. Скорее всего будет предусмотрена более агрессивная политика инвестирования Центробанком части средств ФНБ, добавил Силуанов.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин также считает, что диверсифицировать вложения мог бы ЦБ. Раньше Центробанк не хотел брать на себя эту функцию, оговорился Кудрин, но возможно, Эльвира Набиуллина (помощник президента, которая станет председателем ЦБ в конце июня) «будет смотреть на это более гибко» (цитата по «Прайму»).

Росфинагентство было бы хорошим инструментом для повышения доходности, считает главный экономист HSBC Александр Морозов: «Нужно диверсифицировать портфель ФНБ. Это очень рискованная деятельность, и только профессионалы с рынка, а не чиновники смогут это сделать». С ним солидарен главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: «Замысел Минфина — создать орган, дистанцированный от правительства и в то же время прозрачный, подотчетный ему, акционерная форма в большей степени подходила для этого». «Без этой организационной структуры Росфинагентство лишь еще один госорган, зачем он нужен, если фондами де-факто управляет ВЭБ?» — спрашивает Тихомиров

ЦБ еще меньше подотчетен кому-либо, указывает бывший заместитель министра финансов Алексей Саватюгин: «Его сотрудники не подчиняются закону о госслужащих». Будет и конфликт интересов, продолжает он: ЦБ регулирует рынок ценных бумаг, в которые и будут инвестироваться средства фондов. Государственное ОАО и госкорпорация могут быть одинаково подотчетны или нет правительству, считает Саватюгин, все зависит от формулировок в законе.

Ведомости

Поделитесь