О налоговых льготах для бизнеса

© Минфин России
Обложка новости

О новой системе оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот рассказали бизнесу Статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов и директор Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Денис Борисов на семинаре Kept.

Минфин России применяет различный подход к оценке уже действующих инвестиционных налоговых льгот и запросов на новые.

С 2022 года для оценки действующих льгот применяется автоматизированная система «Эффективность льгот», которая позволяет получить независимую оценку того, как они влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков.

На сегодняшний день в АС «Эффективность льгот» проанализировано шесть тысяч налогоплательщиков, применяющих инвестиционные налоговые льготы в 530 отраслях экономики. Налоговые расходы по ним составляют более двух триллионов рублей.

Система в результате обработки различных показателей категорирует получателей льгот на:

- «зеленых» – компании, которые не применяют льготы для получения сверхдоходности и демонстрируют рост инвестиций, прирост ФОТ и НИОКР;

- «красных» – компании, у которых выявлено формирование сверхдоходности за счет применения льготы без увеличения инвестиций, ФОТ, НИОКР.

Как отметил Алексей Сазанов, налоговые льготы не должны использоваться как инструмент налоговой оптимизации и приводить к появлению у бизнеса сверхприбыли. Их ключевая цель – стимулирование инвестиционной активности, расширение и модернизация производств и помощь бизнесу в реализации проектов, которые не дотягивают без них до средних показателей по уровню доходности в рамках отрасли.

Внедрение системы «Эффективность льгот» позволяет делать автоматизированную аналитику и получать независимую оценку того, как те или иные налоговые льготы и преференциальные режимы влияют на финансово-экономические показатели их получателей, стимулируют инвестиции и требуется ли их донастройка. При этом лишать льгот компании, получившие по итогам анализа «красный» статус, не планируется. «Донастройка налоговых режимов и преференций может затронуть только новых претендентов на получение льгот», – подчеркнул Алексей Сазанов.

Для систематизации подхода к оценке целесообразности предоставления новых инвестиционных налоговых льгот утвержден приказ Минфина России, в котором закреплен унифицированный алгоритм рассмотрения запросов на льготы в любых отраслях экономики. Для оценки необходимости льготы компания-заявитель предоставляет инвестиционную карту проекта, включающую финансово-экономическую модель. Эти исходные данные верифицируются Минфином России, после чего осуществляется оценка бюджетной и экономической эффективности льготы. При этом предусмотрены разные подходы к оценке модернизации действующих производств и запуску новых проектов. «Анализ запросов на льготы, оценку достоверности и надежности предоставленных материалов мы проводим абсолютно прозрачно в диалоге с компаниями. Если у нас появляются вопросы, мы задаем их претендентам на льготы, получаем комментарии. Мы можем с чем-то согласиться, а с чем-то нет, но в любом случае все это открыто обсуждается. Наша цель – прийти к некому единому знаменателю с компаниями, которые запросили льготу», – отметил Денис Борисов.


Поделитесь