О предложениях по законопроекту, уточняющему порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
15 ноября 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Насколько известно, Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложения по законопроекту, который возвращает ранее существовавший порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Бизнес-объединения уже высказывали серьезные опасения в связи с возможным ухудшением инвестиционного климата в результате его принятия и даже подписывали совместные письма к Президенту России, в которых просили провести дополнительные консультации по этому вопросу. Можно ли считать, что компромисс найден?

Действительно, на заседании Наблюдательного совета АСИ были представлены наши базовые предложения по законопроекту, которые можно было бы учесть при его подготовке ко второму чтению. Некоторая «внезапность» подготовки предложений связана с тем, что, с одной стороны, такая просьба поступила от Президента Российской Федерации, с другой стороны – это срочный и чрезвычайно важный для предпринимателей вопрос.

Базовая идея - основанием для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса РФ, на наш взгляд, должны быть данные, указывающие на признаки преступления и подтвержденные решением налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, следственный орган в предлагаемом нами варианте должен направить в налоговый орган обращение о проведении проверки данных, указывающих на признаки преступления. После поступления обращения следственного органа в налоговые органы, они будут обязаны провести налоговую проверку. При этом целесообразно зафиксировать, что такая выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Представителю следственного органа было бы логично предоставить право принимать участие в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При этом для выездных проверок на основании обращений следственных органов можно предусмотреть более короткие сроки ее и подготовки по результатам проверки актов.

Предлагается предусмотреть обязанность налогового органа представить в следственный орган, направивший обращение о проверке данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, копии акта и решения по результатам проверки.

При этом, по нашему мнению, у следственного органа могло бы появиться право направлять в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту, принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, а также обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности в вышестоящем налоговом органе – сейчас такие права есть у налогоплательщиков.

Некоторое ужесточение администрирования может быть смягчено отказом от возбуждения уголовного дела в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатило соответствующую сумму налога (сбора), пеней и штрафа.

Указанные поправки, реализуя концептуальные подходы, заложенные в обсуждающемся проекте федерального закона, позволили бы обеспечить использование потенциала оперативно-розыскной деятельности для раскрытия налоговых преступлений и эффективное взаимодействие налоговых и следственных органов при минимизации рисков для предпринимательского сообщества.

Поделитесь