ОАО РЖД учится экономить. Монополия хочет сохранить объем инвестпрограммы

© Пресс-служба РСПП

ОАО РЖД надеется, несмотря на заморозку тарифов, сохранить заявленный объем инвестпрограммы на 2014 год и даже немного увеличить ее, до 392 млрд руб. Но для этого предстоит оптимизировать расходы на 85 млрд руб, добиться господдержки и продать ряд активов. Однако даже в таком случае монополии не избежать падения финансовых показателей.

В распоряжении "Ъ" оказались инвестпрограмма и финансовый план ОАО РЖД на 2014-2016 годы, которые монополия представит сегодня на совещании экспертной рабочей группы "Открытого правительства". Источник "Ъ" в правительстве сообщил, что инвестпрограмма будет обсуждаться сегодня и у первого вице-премьера Игорь Шувалова. В секретариате господина Шувалова подтвердили, что он проведет совещание по развитию ОАО РЖД, но детали не рассказали. В ОАО РЖД пояснили, что вариант инвестпрограммы "не окончательный", основные параметры будут подготовлены после заседания правительства 14 ноября.

Общий объем инвестпрограммы на 2014-2016 годы — 1,2 трлн руб. Из них инвестиции ОАО РЖД в 2014 году составят 392,4 млрд руб., хотя ранее в монополии говорили о 389 млрд руб., а после решения правительства заморозить тарифы на грузовые перевозки в Минэкономики прогнозировали сокращение инвестпрограммы как минимум на 51 млрд руб. "Перед РЖД была поставлена задача сохранить объем инвестпрограммы, хотя сейчас в ней присутствует операционная "дырка", не обеспеченная финансированием",— утверждает источник "Ъ" в одном из профильных министерств. В 2015 году монополия рассчитывает инвестировать 411,7 млрд руб., а в 2016-м — 407,7 млрд руб. До 2016 года государство должно профинансировать инвестпрограмму на 518 млрд руб., в том числе в 2014 году — на 148,2 млрд руб.

Основные проекты, на которые пойдут деньги,— развитие "Восточного полигона" (в первую очередь модернизация БАМа и Транссиба), реконструкция участка Междуреченск—Тайшет, развитие Московского транспортного узла и другие. Проекты на "Восточном полигоне" обойдутся в 562,3 млрд руб., из которых 260,2 млрд руб. должно выделить государство. Из-за дефицита монополия откажется от увеличения пропускной способности участков Дмитров—Сонково—Мга и Волховстрой—Мурманск.

ОАО РЖД рассчитывает оптимизировать расходы по перевозочным видам деятельности на 84,9 млрд руб. Из них 7,6 млрд руб. монополия сэкономит за счет сокращения 3% сотрудников, а 9,8 млрд руб.— за счет отказа от индексации зарплаты. Еще 18,9 млрд руб. компания надеется взыскать с регионов за услуги инфраструктуры, оказанные пригородным пассажирским компаниям. К тому же в 2014 году ОАО РЖД хочет продать 12 дочерних обществ и выручить за них 39,1 млрд руб. Наибольшая доля придется на продажу акций "РЖДстрой" (50% минус 2), и вагоноремонтных ВРК-2 и ВРК-3 (по 100% минус 1 акция).

Кроме того, ОАО РЖД надеется на субсидии государства в размере 30 млрд руб. и индексацию тарифов для отдельных видов грузов либо на порожний пробег вагонов, что принесет 16 млрд руб. Но в октябре заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач дал понять, что монополии не стоит рассчитывать на дополнительные субсидии. Вчера в Минэкономики "Ъ" сообщили, что "дискуссии о субсидии продолжаются". По словам источника "Ъ", близкого к правительству, "РЖД уже удалось договориться о 30 млрд руб.".

Но из пояснительной записки к инвестпрограмме и финплану следует, что финансовые показатели ОАО РЖД существенно ухудшатся. Чистая прибыль в 2014 году составит 2,1 млрд руб., хотя ранее прогноз составлял 11,3 млрд руб. Это, в первую очередь, связано с падением доходов от перевозки. По оценке ОАО РЖД, уровень погрузки в 2014 году составит 1,24 млрд тонн, хотя ранее был запланирован в объеме 1,35 млрд тонн. В результате уже к концу этого года уровень долговой нагрузки может оказаться критическим: показатель долг/EBITDA составит 2,7 (предельный комфортный уровень — 2,5). Это, в свою очередь, может помешать размещению инфраструктурных облигаций.

Коммерсантъ

Поделитесь