Об итогах заседания Подгруппы Н 01 «Стандартизация» РГ 8 «Техническое регулирование» Круглого стола промышленников и предпринимателей Россия-ЕС

© Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

28 февраля в Париже состоялось рабочее заседание Подгруппы «Стандартизация» РГ 8 «Техническое регулирование» Круглого стола промышленников и предпринимателей Россия-ЕС.

В заседании приняли участие Координатор Подгруппы, Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов, заместитель Координатора Подгруппы, Генеральный директор UTE Изабель Эллер, Руководитель Росстандарта Г.И.Элькин, Руководитель департамента безопасности и электротехники Сименс АГ Фридрих Харлесс, представитель Отдела Международного сотрудничества DKE Рената Ванка-Еникеева.

В ходе заседания был рассмотрен план работы подгруппы на 2012 год, ход подготовки к последующим встречам в течение года, которые должны состояться 27 апреля в Москве и в октябре в Казани.

Участники заседания обсудили ряд документов в сфере стандартизации.

Об итогах заседания рассказывает А.Н.Лоцманов:

В качестве приоритетных тем для обсуждения были выбраны три очень важных документа. Первый – проект Концепции развития стандартизации в России до 2015 года, подготовленный Росстандартом. Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия проводил общественное обсуждение этого документа. Было собрано большое количество отзывов, которые мы передали разработчикам проекта, направили в Минпромторг и другие вышестоящие организации. Проект Концепции был также рассмотрен на заседании Общественного совета при Росстандарте в июне прошлого года.

Этот документ имеет очень большое значение. Концепция должна определить судьбу стандартизации в России на ближайшие годы, и поэтому представители промышленности активно участвовали в ее обсуждении.

Надо отметить, что, по мнению большинства экспертов, проект Концепции сегодня требует существенной доработки. Прежде всего, потому, что в нем не предусмотрена разработка федерального закона «О стандартизации». Между тем, такая необходимость назрела. Закон «О техническом регулировании», который в настоящий момент является единственным законодательным актом, регламентирующим вопросы стандартизации, распространяется только примерно на 20% ныне действующих стандартов. Вопросы стандартизации в таких областях, как энергетика, авиация, связь, финансы, образование не подпадают под его действие. Это – первая причина, почему нам сегодня необходим закон «О стандартизации». При этом нужно отметить, что во всех развитых странах – и в США, и в Европе, и в Китае - наряду со стандартами добровольного применения существуют перечни стандартов обязательных. Это те стандарты, которые непосредственно определяют вопросы обеспечения безопасности людей. Речь идет, например, о стандартах в энергетике, в здравоохранении. Поэтому если бы мы наряду с добровольными стандартами имели законодательно закрепленную возможность разрабатывать и обязательные стандарты, предусмотрели в нашем законодательстве прямые ссылки на стандарты в текстах технических регламентов, нам удалось бы избежать очень многих проблем. В частности, отпала бы необходимость в целом ряде технических регламентов, которые сегодня предлагаются к разработке. И, конечно, безопасность продукции, а, как следствие и безопасность наших граждан были бы обеспечены с высокой степенью надежности.

Участники заседания посчитали необходимым подготовить консолидированное заключение европейских экспертов по проекту Концепции по стандартизации и направить их российским экспертам для обсуждения, а также подготовить проект совместных рекомендаций и представить его на Конференции в Москве в апреле текущего года. Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия также проведет обсуждение проекта и подготовит свои рекомендации.

Второй документ, который обсуждался на заседании, включен в план работы подгруппы по стандартизации. Это проект Соглашения между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК. Данный проект также разрабатывается уже довольно давно, его текст неоднократно обсуждался. Наверное, основная проблема здесь состоит в том, что нам, России, в проекте Соглашения предлагаются те же условия, что и странам Евросоюза, членом которого, мы, как известно, не являемся. Кроме того, в нашей стране есть своя сложившаяся система стандартизации, система ГОСТов, во многом отличных от соответствующих европейских документов. Конечно, более широкое применение международных стандартов, стандартов СЕН – это правильное, прогрессивное направление. Но мы просто не можем последовать примеру Литвы или Эстонии и с определенной даты перейти на стандарты Евросоюза. Для этого необходим довольно длительный переходный период. Сначала нужно подготовить нашу промышленность к работе по зарубежным стандартам. Необходимо также решить вопрос по переходу на проектирование по зарубежным стандартам. За один-два года сделать это не удастся. Повторюсь: необходимо более широкое применение зарубежных стандартов. Поэтому сегодня решается задача увеличения доли гармонизированных зарубежных стандартов в нашем фонде. Очень важно при этом обеспечить участие российских специалистов, экспертов в разработке европейских стандартов, хотя бы, в качестве наблюдателей. Для того чтобы мы знали, какие стандарты разрабатываются, могли высказывать свое мнение, пусть даже оно не будет решающим. Опыт работы в технических комитетах ИСО наглядно показывает, что участие в разработке международных стандартов позволяет нашей промышленности подготовиться к новым требованиям и ко времени вступления стандарта в силу соответствующим образом переналадить свое производство. И, во-вторых, опыт участия наших экспертов в технических комитетах ИСО свидетельствует: там, где мы активно участвуем в разработке стандартов, высказываем свое обоснованное мнение, наши зарубежные коллеги к нам очень внимательно прислушиваются.

Поэтому соглашение между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК должно обеспечить, во-первых, возможность участия наших экспертов в разработке европейских стандартов, а, во-вторых, способствовать плавному переходу российской промышленности – там, где это необходимо – на европейские, международные стандарты.

Еще один важный вопрос, который обсуждался на совещании в Париже, связан с созданием глоссария (толкового англо-русского словаря). К сожалению, сегодня нет единого русско-английского и англо-русского словаря по вопросам технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия. И зачастую мы сталкиваемся с тем, что в технических регламентах один и тот же термин толкуется по-разному. Кроме того, когда российские и европейские специалисты обсуждают вопросы технического регулирования, очень часто под одним и тем же термином они подразумевают совершенно разные вещи. Например, «гармонизированный стандарт». В нашей стране это – международный стандарт, адаптированный к применению в условиях России. А в Европе гармонизированный стандарт – это стандарт, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза и являющийся доказательной базой конкретного регламента. Мы также совершенно по-разному понимаем термины «аккредитация», «сертификация», что является причинной недопонимания, применения разных подходов. Затрудняется возможность использования российских документов зарубежными компаниями и наоборот.

Поэтому задача создания глоссария сейчас представляется очень актуальной. Эта работа также включена в план подгруппы, и в этом году мы должны определиться как с ее исполнителями, так и с источниками финансирования. В качестве таких источников могут выступить, например, Секретариат КСП, Минпромторг, Росстандарт, Коллегия ЕЭК, крупные компании. Если в этом году мы подготовим техническое задание на создание глоссария, определимся с исполнителем и источниками финансирования, то уже в следующем году мы эту работу сможем выполнить.

Протокол заседания рабочей подгруппы "Стандартизация" РГ 8 КСП

Поделитесь