Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

ОЭСР предрекает конец эпохи налоговой оптимизации

©

Эпоха налоговой оптимизации завершена, грозит ОЭСР: ею подготовлен план глобальной атаки на налоговый арбитраж

Золотой век правила «мы нигде не платим налоги» окончен, объявил генсек ОЭСР Анхель Гурриа, представляя министрам финансов «двадцатки» план борьбы с налоговым арбитражем. С 1920-х гг. страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения, но никто не ждал, что они не будут платить вообще, негодовал Гурриа.

$21 трлн в офшорах

Сейчас, по выражению экспертов ОЭСР, в мире царит налоговый хаос: прибыль компаний будто исчезает. $21 трлн осел в низконалоговых гаванях, оценивали год назад эксперты Tax Justice Network на основе статистики Банка международных расчетов и МВФ. Особенно активно используют льготные юрисдикции нефтеэкспортеры, Россия среди лидеров — $798 млрд за 1990-2010 гг.

По данным комитета по расследованиям сената США, у американских транснациональных корпораций более $1,7 трлн нераспределенной зарубежной прибыли; не менее 60% денег они держат в других странах. WSJ сообщала, что в 2012 г. средства 60 крупных компаний на счетах за пределами США выросли на $166 млрд до $1,3 трлн. Более 40% их совокупной годовой прибыли выведено из-под налогообложения в США.

Если политикам не нравится налоговый режим, который они же сами и пропихнули в виде закона, в их власти изменить этот закон, говорит директор по инвестициям британской PFP Wealth Management Тим Прайс. Этому совету правительства уже следуют. Поход на офшоры лидеры «двадцатки» начали в 2009 г. В модельной конвенции ОЭСР по налогам были ужесточены положения о раскрытии информации, появилось более 600 соглашений об обмене данными. Россия пересмотрела соглашения с Кипром, Швейцарией и Люксембургом. Даже офшоры стали раскрываться, отмечает партнер Paragon Adviсe Group Александр Захаров: соглашения об обмене подписывают Британские Виргинские острова, Сингапур, оказывается давление на Белиз.
Новая инициатива ОЭСР может стать самой масштабной в истории реформой глобального налогообложения, считает партнер компании PwC Ричард Коллиер.

15 шагов из офшора

ОЭСР рекомендует «двадцатке» принять план из 15 шагов. Он будет готов за 18-24 месяца, знает чиновник Минфина.

Главная задача — сбор сведений о бизнесе. Странам рекомендовано перейти от обмена информацией по запросу к автоматическому. Это похоже на американский Foreign Account Tax Compliance Act (вступает в силу в середине 2014 г.), объяснял чиновник Минфина: США требуют данных о счетах американских налогоплательщиков за границей. ОЭСР рассчитывает, что компаниям придется раскрывать все схемы налогового планирования, вплоть до разбивки прибыли и уплаченных налогов по странам.

ОЭСР предлагает странам разработать или ужесточить правила налогообложения иностранных контролируемых компаний. То же рекомендовано и для трансфертных цен. Еще одна мера — привести в единый формат соглашения об избежании двойного налогообложения (в мире действует около 4000 таких договоров).

Удар будет нанесен и по схемам, позволяющим перекачивать деньги в низконалоговые юрисдикции, маскируя их под роялти. Перевод нематериальных активов высокой стоимости в офшоры будет блокирован, обещает ОЭСР. Отличный план, считает министр финансов Антон Силуанов: вопрос — как его реализовать.

Льготный транзит

В мире несколько основных схем налоговой минимизации, описывает в статье для «Ведомостей» партнер PwC Михаил Филинов. Одна из них — включение в холдинги компаний из стран, с которыми действуют наиболее выгодные соглашения об избежании двойного налогообложения. Через них деньги перекачиваются из России в офшоры и обратно с минимальными налоговыми издержками. Это подтверждает статистика: крупнейшие российские нетто-кредиторы в 2012 г. — Люксембург ($11 млрд), Нидерланды ($10,2 млрд), Ирландия ($9,8 млрд), они потеснили Кипр ($3,3 млрд), прямые инвестиции из которого в 2011 г. составляли $12,9 млрд.

Типичная схема выглядит так, рассказывает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко: офшорная компания дает, например, кипрской «прослойке» кредит под 10%, а та передает деньги в Россию под 10,3%; в России процентные платежи освобождены от налога по соглашению, а на Кипре он взимается лишь с разницы в 0,3%.

Кипрские компании участвуют в капитале НЛМК, «Северстали», «Мечела», Evraz. Головная компания «О’кей» зарегистрирована в Люксембурге, X5 Retail Group — в Нидерландах. 25% «Норникеля» принадлежит нидерландской Aktivium Holding B.V. Кипрская «дочка» государственного «Совкомфлота» получает доходы от эксплуатации флота (суда преимущественно зарегистрированы под флагом Либерии), следует из данных на сайте компании. «Совкомфлот» в 2012 г. заплатил $9,5 млн налога на прибыль в России и $2,1 млн — в других юрисдикциях, следует из отчетности по МСФО. «Роснефть» владеет «ТНК-ВР холдингом» через сеть офшоров; прибыль за 2012 г. холдинг решил не распределять в виде дивидендов, а «Роснефть» планирует занять у него около $10 млрд.

Конец схемам

План ОЭСР позволит бороться с транзитными схемами, ожидает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: страна должна взыскивать налог, если конечный получатель не является ее резидентом, а вся прибыль уходит в офшор. Сейчас такое условие есть лишь в некоторых налоговых соглашениях, знает Щекин, в многостороннем соглашении оно может стать стандартным.

Обмен информацией позволит раскрывать сложные цепочки холдингов, выстроенные через несколько стран, считает Захаров. А раскрытие данных о прибыли, полученной в каждой из стран, ударит по схемам экспорта сырьевых компаний, считает юрист нефтегазового холдинга: часть их прибыли оседает в трейдинговых структурах в низконалоговых странах, например в Швейцарии. Активный обмен информацией поможет налоговикам доказывать, что иностранные компании на самом деле принадлежат российским лицам, и тогда льготы из соглашений не будут применяться, отмечает партнер PwC Наталья Кузнецова. Под угрозой окажутся и схемы финансирования, например, будет проще применять правило «тонкой капитализации». «Эту схему любят и госкомпании, она легальна и ограничена правилами “тонкой капитализации” — в целом его не нарушают», — уверяет юрист крупной госкомпании.

Не всегда офшор — попытка уйти от налогов, настаивает Романенко. Активы на Кипре используются в первую очередь для того, чтобы в случае судебного спора можно было применить британское право, говорит сотрудник металлургической компании: «Кроме того, через кипрскую компанию проще разбивать пакеты компании и закладывать их по репо». Схемы налогового планирования сохранятся, но станут более сложными.

Ведомости

Поделитесь