Глобальная инициатива по рейтингам устойчивости (GISR — Global Initiative for Sustainability Ratings) — один из ведущих международных проектов в области изучения и стимулирования информационной открытости компаний. Доктор АЛЛЕН УАЙТ, основатель и сопредседатель GISR, рассказывает о том, как развивается мировая система рейтингов социальной ответственности.
— В течение последнего десятилетия появилось более 100 рейтинговых систем в сфере устойчивого развития, и число их постоянно растет. Отражает ли это рост интереса к проблеме устойчивости и корпоративной социальной ответственности, в том числе со стороны инвесторов?
— Рост рейтингов устойчивости отражает три принципиальных момента. Во-первых, в течение последнего десятилетия неуклонно растут социально ответственные инвестиции, когда средства вкладываются с учетом не только экономической эффективности, но и факторов этического, социального и экологического характера. Хотя они по-прежнему составляют малую часть — менее 15% — всех активов под управлением инвестиционных фондов по всему миру, их рост заставляет владельцев активов и менеджеров искать новые инструменты для оценки показателей устойчивости компаний, чтобы поддержать свои инвестиционные решения. Во-вторых, под воздействием успеха Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative — GRI) отчетность, касающаяся устойчивости, приносит сегодня на рынок беспрецедентный объем информации для инвесторов, потребителей и самих компаний. Эта информация помогает рейтингам устойчивости наполнять свою методологию все более строгими и сопоставимыми данными для оценки деятельности компании. В-третьих, регулирующие и квазирегулирующие органы, в том числе Европейская комиссия и многочисленные фондовые биржи, подпитывают спрос на информацию об устойчивости, а также на инструменты оценки в связи с новыми законами, предписаниями и биржевыми требованиями.
— Количество рейтингов выглядит пугающе, как и количество запрашиваемых данных. Как можно определить, что сбор информации для рейтинга стоит усилий? Помогает ли GISR ориентироваться в этих рейтингах?
— Из-за разрастания индустрии рейтингов компании сталкиваются со все более трудным выбором. Им надо как-то реагировать на запросы многочисленных исследовательских организаций. Крупные компании могут получать до 50 таких запросов в течение года, причем вопросы, которые в них содержатся, могут значительно различаться. Многие для работы с этими запросами даже учреждают специальную должность. Замечу, впрочем, что число вовлеченных в подготовку отчетности по КСО и устойчивому развитию при этом остается крошечной долей от числа штатных сотрудников, занятых финансовой отчетностью.
Потребность в более упорядоченном подходе к требованиям раскрытия информации о КСО сегодня очевидна. Мы рассчитываем, что инициатива GISR, которая объединяет представителей корпоративного сектора, инвестиционного сообщества, агентства деловой информации и экспертов, в том числе представляющих рейтинговые проекты, станет движущей силой в решении этой задачи. Цель GISR — способствовать большей обоснованности и стандартизации в подходах к оценке КСО и наборах запрашиваемых показателей. Это позволит повысить ценность рейтингов и снизить нагрузку на компании, которые в них оцениваются. Полной стандартизации, конечно, не будет и не должно быть из-за широкого разнообразия потребностей пользователей. Но проблему "усталости от исследований", конечно, удастся смягчить.
— Если говорить откровенно, вы верите, что мы можем измерить и сравнить корпоративную социальную ответственность компаний, учитывая, что они представляют разные отрасли и регионы?
— За последнее десятилетие произошли крупные достижения в определении показателей устойчивости развития. Тысячи компаний публикуют отчеты, их данные исследуются в рейтингах. Это создает критическую массу информации, которая позволяет выявить наборы признанных всеми проблем и показателей, подкрепленных и теорией, и практикой. Есть как межотраслевые (универсальные), так и отраслевые показатели. Такие организации, как GISR, GRI, SASB (Совет по стандартам отчетности об устойчивости развития — Sustainability Accounting Standards Board) и IIRC (Международный совет по интегрированной отчетности — International Integrated Reporting Council), совместно будут повышать уровень интеграции систем отчетности в последующие годы.
— Вы стояли у истоков ведущей системы нефинансовой отчетности GRI, которая ставила перед собой амбициозную задачу довести такую отчетность по точности и надежности до уровня финансовой отчетности. Это сейчас кажется более реальным, чем в начале 2000-х, когда вы возглавляли инициативу GRI?
— Со времени моего пребывания на посту генерального директора GRI уровень точности и надежности данных по КСО и устойчивости развития серьезно возрос. Почему? Потому что инвесторы и другие клиенты все более настойчиво требуют надежную, своевременную и полную информацию. Компании, которые не смогли предоставить информацию достаточно высокого качества, рискуют потерять доверие инвесторов и потребителей, а также столкнуться с нормативно-правовыми осложнениями.
— Можно ли ожидать, что в скором времени появится межотраслевой набор показателей КСО, наиболее важных для оценки стоимости компании? Какие показатели кажутся вам наиболее очевидным выбором?
— GRI была ведущей силой в определении межотраслевых показателей и сейчас продолжает вносить значительный вклад в решение этой задачи. Даже SASB, которая фокусируется на отраслевых показателях, выделила широкие проблемные области, применимые для всех компаний вне зависимости от отрасли. Выбросы углерода, здоровье и безопасность, права человека, справедливая заработная плата, работа с общественностью — вот примеры таких показателей, которые получили широкое признание в качестве существенных для любой компании, частной или государственной, и для любой сферы бизнеса.
— Глядя на список организаций, участвующих в GISR, мы обратили внимание на рейтинговые агентства, такие как Moody`s. Стоит ли ожидать появления интегрированных рейтингов, которые учитывали бы и финансовые показатели, и показатели устойчивости?
— Составление кредитных рейтингов — это индустрия, масштаб которой оценивается в $5-10 млрд. Эти рейтинги затрагивают десятки триллионов долларов корпоративных и суверенных долговых обязательств каждый год. Ведущие рейтинговые агентства в своем анализе принимают во внимание некоторые моменты, связанные с устойчивостью, например климат и водные ресурсы. GISR ведет активный диалог с рейтинговыми агентствами, полагая, что кредитные рейтинги в ближайшие годы извлекут пользу из более глубокого понимания рисков устойчивости развития. В то же время GISR также выиграет от такого взаимодействия, которое создает новые возможности для продвижения ее видения жизнеспособных и устойчивых финансовых рынков по всему миру в ближайшие десятилетия.
Коммерсант, "Социальный капитал. Ответственность и открытость".
Приложение №94 от 03.06.2014