Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Парламентские слушания на тему: «О мегарегуляторе на финансовом рынке России»

© Секретариат РСПП

24 апреля 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел Парламентские слушания на тему: «О мегарегуляторе на финансовом рынке России», в которых принял участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

В своем выступлении он сказал, что России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам, среди которых главная – высокий уровень системного риска. Сегодня 98% (по активам) российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов (конгломератов) и, таким образом, обеспечивают трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируют и приумножают системный риск. При этом реформа должна предполагать усиление регулятивных и надзорных полномочий, и в первую очередь, создание системы пруденциального надзора в отношении всех финансовых организаций.

Внедрение в России мегарегулирования, подчеркнул А.В.Мурычев, должно проводиться в целях минимизации системных рисков, повышения уровня защиты инвесторов и увеличения инвестиций частных инвесторов за счет унификации инструментов инвестирования, повышения глобальной конкурентоспособности российского финансового рынка, облегчения доступа к капиталу за счет унификации инструментов привлечения инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что с момента решения о введении мегарегулирования до момента появления мегарегулятора проходит, как правило, несколько лет, в течение которых создаются предпосылки мегарегулирования, в т.ч. проводится унификация регулирования и надзора финансовых посредников различных типов, унификация регулирования выпуска инструментов инвестирования, унификация технологий привлечения инвестиций, унификация надзора, и лишь на этой основе осуществляется постепенная концентрация функций регулирования и надзора.

Строительство мегарегулятора на базе Банка России, судя по представленной концепции, будет происходить семимильными шагами, что, по мнению А.В.Мурычева, неоправданно. Сроки должны быть более длительными, так как в стране нет опыта координации регулирования на финансовом рынке, не создан для этого инструментарий. Таким образом, отметил он, сначала необходимо сформировать необходимые предпосылки для введения мегарегулирования и построения эффективной системы регулирования и надзора на финансовом рынке.

А.В.Мурычев обратил внимание на следующие вопросы и проблемы, возникающие при формировании мегарегулятора на базе Банка России:

- Сосредоточение регулятивных и надзорных полномочий в отношении всего финансового рынка в Банке России может привести к конфликту между приоритетами Банка России как органа денежно-кредитной политики и регулятора рынка, конфликту интересов Банка России, являющегося одновременно регулятором на финансовом рынке и собственником российской биржи и одного из крупнейших банков страны. Банк России также является одним из активных участников финансового рынка.

- Процесс формирования регуляторной среды в условиях интеграции качественно разнородных видов надзорной деятельности потребует нестандартных решений множества проблем, начиная от минимизации риска конфликта интересов внутри Банка России и заканчивая выработкой новых подходов к обеспечению финансовой стабильности.

- Проблема увеличения управленческой нагрузки. Уже сейчас ясно, что потребуется выработка новых подходов к делегированию части надзорных полномочий саморегулируемым организациям в сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов.

- Возможное усиление конфликта интересов и повышение «риска злоупотреблений» (moral hazard) в финансовой системе. Это связано с тем, что в общественном сознании все кредиторы институтов, подлежащих надзору со стороны единого органа, получают равную защиту, во многом аналогичную той, которую предоставляет центральный банк в роли банковского регулятора. Потребуется поиск новых подходов к системе страхования сбережений населения.

- Увязка целей инфляционного таргетирования с решением возлагаемых на мегарегулятор задач по обеспечению стабильности в финансовом секторе. Действующий механизм рефинансирования распространяется, только на кредитные организации. Но нельзя исключать того, что при определенных условиях может потребоваться финансовая помощь и отдельным небанковским финансовым посредникам, что может негативно повлиять на выполнение количественных ориентиров проводимой денежно-кредитной политики. 

Поделитесь