Перечень портов Севморпути, включенных в программу компенсации грузоперевозок, будет расширен

Обложка новости

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2022 года № 397 разработаны правила предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути (СМП). Механизм государственной поддержки рейсов по СМП призван способствовать увеличению грузопотока и заинтересованности грузоотправителей в таких перевозках, формировать спрос на новый транспортный коридор между крайними точками РФ в дополнение к БАМу и Транссибу.

В редакции правил от 18 марта 2022 года с целью выполнения поручений в части организации транзитных перевозок по СМП была предусмотрена возможность субсидируемого судозахода только в 4 порта: Большой порт Санкт-Петербург, Мурманск, терминал Сероглазка (Петропавловск-Камчатский) и Восточный. В целях расширения потенциала регулярных каботажных рейсов по льготным тарифам в июле 2023 года перечень портов был расширен до 11, количество выполняемых рейсов увеличено до 3, а также предусмотрена возможность привлечения судов меньшей размерностью по договору фрахтования. В настоящее время субсидируемый судозаход возможен в следующие порты: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка, Владивосток. В рамках выполненных судами высокого ледового класса рейсов перевозились грузы десятков грузовладельцев: металлоконструкции и строительные материалы, портальные краны и прочий негабаритный груз, автомобили, спецтехника, контейнеры с рыбопродукцией, продуктами питания, экспортно-импортными грузами.

В октябре 2023 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил обращение в адрес Правительства РФ с предложением по совершенствованию механизма компенсации стоимости грузоперевозок по портам Северного морского пути как меры поддержки регионов Арктической зоны РФ. В частности, для равномерного развития и равномерности доступности представленной льготы представляется необходимым охватить не только указанные в постановлении морские порты, а все опорные порты, расположенные на протяжении Северного морского пути: Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Хатанга, бухта Провидения, Анадырь.

В ответ на предложение Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Дирекция Северного морского пути (СМП) сообщили, что расширение числа морских портов для субсидированных судозаходов является актуальным. Так, в рамках работы по совершенствованию механизма государственной поддержки каботажных рейсов по СМП Минвостокразвития России по результатам проработки с Ямало-Ненецким автономным округом и Сахалинской областью планирует расширить перечень портов, предусмотренных правилами, на Сабетту и Корсаков.

Дирекция СМП полагает возможным включить в перечень предлагаемые морские порты Сабетта, Дудинка, бухта Провидение, Анадырь с целью увеличения грузопотока по СМП. Однако стоит отметить, что действующие правила регламентируют эксплуатацию судов с ледовым классом не ниже Агс4, дедвейтом от 8500 тонн и контейнеровместимостью не менее 500 единиц. Важно отметить, что при включении в перечень предлагаемых морских портов необходимо учитывать следующие факторы:

  • отсутствие технической и административной возможности захода в порт, так как некоторые порты используются исключительно для обслуживания инвестиционных проектов;
  • рентабельность захода судов в указанные порты исходя из количества фактического груза на борту и расходов на судозаход; 
  • отсутствие линейного подхода к организации перевозок, что может привести к увеличению продолжительности выполняемых рейсов и, как следствие, к увеличению количества привлекаемых судов для обеспечения субсидируемых перевозок.

Ряд региональных Правительств регионов Арктической зоны РФ поддержали обращение РСПП и Минвостокразвития РФ о распространении льготных тарифов на перевозку грузов по Северному морскому пути на все регионы Арктической зоны РФ. В частности, Министерство транспорта Красноярского края сообщило, что для детальной проработки обозначенных вопросов организовано взаимодействие с органами местного самоуправления и отраслевыми предприятиями.

Вместе с тем Минвостокразвития и Дирекция СМП отмечают, что в целях создания и «раскатки» новых логистических маршрутов через акваторию СМП, а также для обеспечения возможности доставки грузов северного завоза по льготным тарифам в рамках апробации механизмов работы единого морского оператора (ЕМО), была обеспечена возможность субсидируемого судозахода в основные порты всех субъектов Арктической зоны РФ с исторически сложившейся существенной долей грузов, доставляемых морским транспортом в рамках арктической навигации.

Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 411-ФЗ «О северном завозе» предусмотрено создание ЕМО, который должен начать функционировать до 1 января 2026 года. ЕМО будет осуществлять регулярные каботажные перевозки между морскими портами по льготным тарифам грузов северного завоза, перечень которых будет утвержден Правительством РФ (соответствующий проект постановления внесен Минвостокразвития РФ в Правительство РФ). Маршрут рейсов, выполняемых ЕМО, будет утверждаться федеральным координатором северного завоза (Минвостокразвития России) на основании предложений ЕМО.

Таким образом, компенсация грузоперевозок в порты Северного морского пути, не включенные в настоящее время в перечень портов для субсидированных судозаходов, может в дальнейшем осуществляться по льготным тарифам не только по расширенным правилам от 18 марта 2022 года, но и Единым морским оператором в рамках северного завоза.

Поделитесь