18 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия «Механизмы привлечения молодых специалистов с помощью институтов передового инженерного образования». Участниками встречи стали ректоры и проректоры вузов — участников проекта «Передовые инженерные школы», представители Минобрнауки России и промышленных компаний. От РСПП в заседании участвовал заместитель председателя Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Михаил Попов.
Передовые инженерные школы, создаваемые в рамках федерального проекта для обеспечения квалифицированными кадрами высокотехнологичных отраслей экономики, должны инициировать создание уникальных продуктов для промышленности, формировать команды для запуска этих продуктов в производство, готовить ученых и преподавателей, а также формировать в образовательном сообществе среду для решения стоящих перед промышленностью задач.
Российский союз промышленников и предпринимателей активно участвует в реализации национальных проектов в области технологического лидерства. Для выработки мер по расширению форм и форматов взаимодействия бизнеса с государственными научно-образовательными и научно-исследовательскими организациями в рамках реализации проектов технологического развития в соответствии с решением Бюро Правления РСПП Комитетом РСПП по научно-образовательной и инновационной политике была сформирована временная рабочая группа. В рамках панельной дискуссии Михаил Попов озвучил ряд итогов экспертного обсуждения, прошедшего в рабочей группе, в отношении вузов – партнеров бизнеса в рамках проекта ПИШ.
Во-первых, передовое инженерное образование призвано готовить специалистов для перспективных отраслей и проектов, которых на данный момент еще не существует, т.е. действовать в опережающей логике. В современных условиях, на фоне внешних вызовов, такие специалисты «должны действовать быстро, моментально адаптироваться к новому, предлагать уникальные новые идеи, которые востребованы здесь и сейчас в первую очередь».
Во-вторых, требуется воссоздание института наставничества. На сегодняшний день нет понимания, кто будет готовить новых конструкторов, технологов и инженеров. Михаил Попов подчеркнул, что необходимо направлять в вузы сотрудников передовых производств, которые должны готовить преподавателей для последующего обучения студентов. Учитывая, что у крупных промышленных компаний уже существуют свои исследовательские подразделения и корпоративные образовательные учреждения, передовым инженерным школам необходимо активно встраиваться в эту систему и, возможно, быть одним из ее элементов, отвечая на конкретные потребности бизнеса.
Одним из факторов развития высокотехнологичных отраслей промышленности является наличие квалифицированных кадров там, где они нужны. Поэтому, в-третьих, проект ПИШ должен содействовать формированию соответствующей среды в удаленных районах, там, где находится промышленность, нуждающаяся в инженерах и специалистах.
И, самое главное, - вузам необходимо расставлять приоритеты. У нормального «рыночного» проекта не может быть несколько равноценных целей: есть одна основная цель, остальное – инструменты, условия и т.д. Вузу и ПИШ необходимо определиться: «либо они занимаются созданием нового продукта и формируют команды для его передачи в производство, либо они готовят ученых и будущих преподавателей, либо они формируют среду, которая будет адаптировать задачи промышленности для их решения в рамках этой среды», - отметил Михаил Попов.
В целом, проект ПИШ интересен для предприятий реального сектора экономики. Его важность возросла в последнее время, когда бизнес вынужден активнее вырабатывать политику в части глубины и инструментов развития собственных исследований и разработок.
По мнению экспертов рабочей группы РСПП по вопросам участия бизнеса в реализации научно-технологической политики, сейчас наиболее перспективный и для частного производственного бизнеса, и для вуза формат развития ПИШ – это создание совместных предприятий (инжиниринговые центры, отраслевые институты или компании, работающие на ранке высокотехнологичной и наукоемкой продукции). Их деятельность должна реализовываться в логике среднесрочных инвестиционных проектов, с перспективой успешного выхода со своими услугами и/ или продуктами на рынок.
В такие проекты, с понятной рыночной перспективой, бизнес будет готов инвестировать средства, передавая значительную часть собственных исследований и разработок, а не ограничиваться локальными заказами, как это происходит сейчас.