04 июня 2019 года в РСПП под председательством В.Ф.Филёва - председателя Совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» состоялось заседание Подкомиссии по авиационной и космической деятельности Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре.
В рамках темы заседания «О взаимодействии авиационного бизнес сообщества с федеральными органами власти по проблемным вопросам регулирования деятельности гражданской авиации Российской Федерации», были рассмотрены следующие вопросы:
1. Изменение тенденций мировой экономики: от глобализации и космополитизма к национальным интересам.
2. Доверие как необходимое условие экономического развития.
3. Оценка уровня доверия в авиационной индустрии, способы ее повышения.
В работе заседания приняли участие: О.Е.Бочаров - заместитель Министра промышленности и торговли РФ; А.А.Юрчик - заместитель Министра транспорта РФ; А.А.Новгородов - заместитель Руководителя ФАВТ; А.Г.Шнырев - заместитель Руководителя ФСНТ; И.П.Чалик - заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот», В.Б.Александров - заместитель генерального директора по правовым и имуществом вопросам ПАО «Аэрофлот»; представители авиакомпаний, аэропортов, научных отраслевых центров, Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Экспертного совета в области гражданской авиации, общественных организаций. От РСПП в работе Подкомиссии принял участие и выступил В.М.Черепов - Исполнительный вице-президент РСПП.
Участники заседания обсудили тенденции изменений в мировой экономике от глобализации и космополитизма к национальным интересам (с докладом на эту тему выступила И.Н.Рыкова - руководитель центра отраслевой экономики ФГБУ НИФИ Министерства финансов РФ). Мировая экономика меняется, и авиационная отрасль должна также меняться, быть глобальной и конкурентно способной. Изменения мировой экономики за счет ухода от глобализации к национальному развитию происходит в результате совершенствования систем управления отраслями. Российская авиационная отрасль функционирует на устаревших принципах управления и не может обеспечивать национальные интересы без последующего изменения. По мнению участников заседания, требуется новая национальная парадигма управления авиационной отраслью для формирования устойчивого экономического роста страны и повышения международной конкурентоспособности на мировом рынке.
В выступлении Д.Е.Куделькина, заместителя генерального директора - директора по бюджетному управлению ЗАО «Группа компаний С7» был дан анализ сравнительного уровня доверия между участниками авиационной отрасли страны: регулирующими и надзорными органами, промышленностью, перевозчиками, аэропортами и т.д. Участники заседания отметили, что это доверие сегодня находится на весьма низком уровне и показывает тенденцию к ухудшению, между тем высокий уровень доверия способствует развитию экономики. На сегодняшний день существуют проблемы взаимодействия между участниками авиационной отрасли. Структура авиационной отрасли порождает объективные конфликты интересов между авиакомпаниями, аэропортами, авиастроительной промышленностью, нефтяными компаниями и государством. Доходы одних участников рынка равны расходам других. На текущий момент макроэкономическая политика предсказуема в векторе развития региональных перевозок, определенная государством на длительную перспективу, при этом государством не определены правила регулирования в авиационной отрасли по другим проблемным вопросам.
Участники заседания отметили, что всех представителей авиационного рынка объединяет пассажир и их основная задача перевезти пассажира безопасно, недорого и вовремя. Интересы пассажира — это общие интересы и ответственность: авиакомпаний, авиастроительной промышленности, нефтяных компаний, аэропортов и государства.
Наличие ряда регуляторов в гражданской авиации приводит к затруднениям в принятии решений, перенацеливание ответственности с одного регулятора на другого.
О.Е.Бочаров и А.А.Юрчик приняли активное участие в обсуждении рассматриваемых проблем, и ответили на многочисленные вопросы участников заседания.
Подводя итоги заседания, В.Ф.Филёв отметил, что сложившаяся ситуация в отрасли требует внесения изменений в систему управления авиационной индустрии в Российской Федерации. Реформирование системы должно привести к повышению эффективности управления и базироваться на открытости, доступности и прозрачности данных для всех участников рынка в авиационной отрасли. При этом всем участникам авиационной индустрии необходимо обязательно соблюдать принятые правила в регулировании деятельности в гражданской авиации. Также, по мнению участников заседания, соединение отраслевой и специальной компетентности в одном государственном органе значительно повысило бы эффективность управления и работы отрасли.
По итогам заседания предложения Подкомиссии будут направлены в заинтересованные органы исполнительной власти.