Правительственная комиссия предлагает ужесточить процедуры автодорожных конкурсов

Во вторник правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича согласовала в целом проект дорожной карты по увеличению эффективности расходов на автодороги. Разработать ее поручил президент Владимир Путин еще в прошлом октябре.

Реализация карты определит архитектуру рынка на федеральном и региональном уровне, даст ответ, нужно ли продвигать нескольких национальных чемпионов на строительном рынке, как открыть рынок крупных федеральных подрядов для региональных строителей, приводятся слова министра Михаила Абызова в пресс-релизе открытого правительства.

Один из способов – сделать более жесткой процедуру конкурсов, унифицировать их условия: ввести типовые контракты, классифицировать требования к участникам закупок в зависимости от видов, объемов и сложности работ, определить вес нестоимостных параметров при отборе победителя. Именно с конкурсными требованиями по проектам ЦКАД были связаны претензии к «Автодору». Например, в ФАС жаловался «Стройгазконсалтинг», который проиграл конкурс на секцию 5 ЦКАД: компания предложила меньшую цену, но контракт достался АРКС, представившей лучшее техническое обоснование. ФАС отменила итоги конкурса, но «Автодор» отстоял свою позицию в суде.

Свод требований в зависимости от категории проекта, видимо, рассматривается как способ ограничить произвол заказчиков, рассуждает участник строительного рынка, чтобы они не могли искусственно ограничивать конкуренцию, устанавливая требования к участникам тендера. Но решение исключить «тонкую настройку» требований конкурсов под проекты губительно для отрасли, ведь каждый автодорожный ГЧП-проект индивидуален, объясняет юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, единые требования могут, наоборот, ограничить конкуренцию, а «дешевле не значит лучше».

Чтобы учесть все возможные уровни сложности и специфику, потребуется невероятное количество категорий с наборами требований, предупреждает участник рынка, и все равно категорий будет недостаточно и появятся искусственные ограничения. Целесообразным был бы компромисс: набор обязательных требований и исчерпывающий перечень дополнительных, которые позволят учесть специфику объекта и конкретного контракта, как это установлено в законе о концессиях, добавляет он. Похожий способ предложило Минэкономразвития. Единые квалификационные требования к участникам конкурса, как следует из примечаний к проекту дорожной карты, министерство считает избыточными и предлагает определять дополнительные требования «в зависимости от видов и объемов работ, сложности, масштабности» и т. д.

С другой стороны, в карте предлагается сделать конкурсные процедуры двухэтапными, включив в них предквалификационный отбор участников. «Двухэтапные конкурсы требуют очень качественного регулирования, ибо создают как минимум два риска ограничения конкуренции: произвол на предквалификации и существенные изменения в конкурсной документации ко второму этапу», – говорит сотрудник компании, участвующей в автодорожных проектах.

Предлагается в карте пересмотреть принципы формирования стоимости контрактов. Сейчас согласно закону «О контрактной системе» невозможно менять конечную цену контракта, замечает Иванова. Внедрение системы «затраты плюс» – отличная идея, она стимулирует развитие «контрактов жизненного цикла», в которых изначально сложно определить конечную стоимость контракта, считает она. Заложены предпосылки для перехода от концепции «отдельное финансирование строительства, проектирования, содержания» к принципу «затраты жизненного цикла», замечает Евгений Мазур из «НЭО центра». При сложившейся системе после окончания строительства подрядчик выходит из проекта, а балансодержателю дороги приходится привлекать другого подрядчика, который будет содержать и ремонтировать дорогу, объясняет он. Более активное применение контрактов жизненного цикла позволит привлечь подрядчиков, которые спроектируют дорогу, построят и будут эксплуатировать и ремонтировать в течение 20–30 лет, продолжает Мазур. Это привлечет крупных инвесторов, заинтересованных в длинных деньгах и работе на долгий срок, замечает он, по такому принципу обычно строят дороги в Европе.

Также Абызов предлагает переоценить инструмент банковских гарантий. Государству нужны гарантии исполнения обязательств, но они не должны значительно повышать расходы на участие в конкурсе, говорит Абызов, предлагая проработать систему штрафов и возможность черных списков недобросовестных исполнителей дорожных проектов. Неизбежным появление такого списка считает и Дворкович, следует из сообщения открытого правительства.

Когда нет кризиса и есть много денег, черные списки и единые требования не нужны, замечает сотрудник строительной компании, но потребность в них возникает, когда денег становится меньше, а заинтересованных в них – больше.

Представители Минтранса, Росавтодора и «Автодора» вчера затруднились оценить эффективность мер, предложенных в дорожной карте.

© Ведомости

Читайте также:
Минтранс и Минэкономразвития продолжают спор о плате с тяжелых грузовиков

Поделитесь