Правительство РФ разработало правила аудита инвестпроектов естественных монополий и госкомпаний

Правительство разработало дорожную карту о технологическом и ценовом аудите (ТЦА) инвестпроектов естественных монополий и госкомпаний. Ее уже утвердил премьер Дмитрий Медведев, говорит представитель министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова.

С этого года обязательному аудиту подлежат проекты дороже 8 млрд руб., которые должны войти в федеральную адресную инвестиционную программу, — по оценкам «открытого правительства», порядка 120 объектов. По отдельным распоряжениям правительства эксперимент с аудитом также проводят несколько госкомпаний (см. врез).

Но правительство хочет усилить контроль за монополиями и госкомпаниями, сделав аудит обязательным почти для всех проектов с госучастием, следует из дорожной карты. Минэкономразвития уже подготовило законопроект, который даст правительству полномочия согласовывать инвестпрограммы всех естественных монополий, обязав их нанять независимого аудитора (документ опубликован на портале regulation.gov.ru).Это позволит оптимизировать инвестпрограммы, надеется Минэкономразвития.

Законопроект рамочный: обязанности каждой из монополий правительство опишет в отдельных подзаконных актах и отраслевых законах, пока готовы требования только для электроэнергетики. Эти акты должны быть приняты не позже чем через два месяца после вступления в силу закона, предписывает дорожная карта.

Вслед за монополиями независимая оценка инвестпроектов дороже 3 млрд руб. должна стать обязательной для стратегических предприятий, где госдоля превышает 50%, а также для их «дочек». Будет обсуждаться внедрение аудита и для проектов «Роснано» и «Ростеха». Заключение аудитора должно стать обязательным при выделении денег на проект из фонда национального благосостояния (ФНБ).

Правительство определит, как контролировать, выполняют ли госкомпании предписания аудиторов, и как лучше перераспределить сэкономленные средства. В дорожной карте также предусмотрена возможность обновления техрегламента о безопасности зданий и сооружений по рекомендации аудиторов. Это особенно важно, замечает сотрудник одной из госкомпаний: любой проект проходит госэкспертизу, если предложенные аудитором оптимальные решения госстандартам не соответствуют, использовать их будет очень трудно.

Из отчетов по аудиту ТЦА «мы уже видим, что необходимо изменить в законодательстве», замечает Абызов. Пример эффективности ТЦА — первая секция ЦКАД, указывает он: аудитор («Сетек инжиниринг». — «Ведомости») предложил более совершенные технологические решения и стоимость строительства по итогам конкурса удалось снизить. Правда, участники рынка к результатам аудита этого проекта отнеслись иначе. Аудитор заключил, что в смете не учтены или занижены некоторые расходы, а государство практически сразу исключило возможность повысить стартовую цену — исполнитель контракта, дополнительно снизивший цену на конкурсе, рискует оказаться«в тисках или будет просить о дополнительном финансировании, говорили «Ведомостям» сотрудники двух строительных компаний, интересовавшихся проектом.

Аудит позволяет повысить прозрачность проекта, подчеркивает Абызов: «Государство должно быть уверено, что объекты будут технологичными, востребованными, строиться не по заоблачной цене и не закапываться на уровень «дочек» и «внучек». Кроме того, расширяются полномочия советов директоров по истребованию информации из «дочек», добавляет он: «Получается кратное увеличение прозрачности».

При проверках естественных монополий ФСТ выявляет, что средства используются не по назначению или неэффективно, пишет Минэкономразвития в пояснительной записке к законопроекту. Стимулов повышать эффективность у них нет, признает Минэкономразвития: тарифы должны покрывать расходы. Как следствие, создаются неэффективные производства, услуги быстро дорожают, инвестиционная привлекательность отрасли падает, а коррупциогенность растет. Поэтому повысить эффективность можно, только ужесточив госконтроль за инвестпрограммами, заключает Минэкономразвития. Если компания работает неэффективно, то акционеры меняют менеджмент, но в госсекторе это практически невозможно, вздыхает федеральный чиновник, вот и приходится изобретать все новые механизмы контроля — со стороны правительства и независимых консультантов.

Читайте также:
Рефинансирование ЦБ инвестиционных проектов одобрено правительством

ЦМАКП предлагает ввести новый параметр бюджета - целевой рост ВВП

Поделитесь