В Нижегородском Кремле под председательством заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Н.П. Овсиенко состоялся «круглый стол» по обсуждению законодательных предложений, направленных на уточнение порядка изъятия и возврата электронных носителей информации, содержащих сведения, необходимые для экономической деятельности, а также других вопросов повышения уровня защиты интересов хозяйствующих субъектов в ходе оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
В мероприятии принял участие ответственный секретарь Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе Виталий Антоневич. В своём выступлении он подчеркнул, что в 2009-2010 годах
Координационный совет отделений РСПП в ПФО неоднократно поднимал вопрос о необходимости уточнения в законодательстве порядка изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации, содержащих сведения, необходимые для деятельности хозяйствующих субъектов. На заседаниях, посвящённых этой теме, отмечалось:
- в наше время широко распространено обращение информации посредством электронных средств связи. В большинстве случаев учет операций и бухгалтерский учет ведутся в электронном виде.
Необходимость использования информации содержащейся на компьютерных блоках, картах памяти, ноутбуках и других электронных носителях в рамках расследования и сбора доказательств по уголовным делам приобрело огромную значимость;
- неединичны случаи, когда уголовное дело «возбуждается» с одной лишь целью – воздействовать на коммерческую организацию для решения коммерческих интересов «заказчиков»;
- задача законодательства состоит не только в предотвращении противоправных действий, но и защиты интересов граждан и юридических лиц. Действия правоохранительных органов должны быть необходимыми и достаточными для выполнения своих функций. Причинение дополнительных убытков или ограничения по ведению хозяйственной деятельности не может отвечать целям государства, если только эти действия не являются необходимыми с точки зрения установления законности.
- расследование может длиться значительное время. Следственные органы могут изымать информацию и документы не только у подозреваемого (вина которого будет доказана только после вынесения обвинительного приговора судом), но и у третьих лиц, в действиях которых нет противоправных действий.
В преддверии проведения Круглого стола по поручению Полномочного представителя президента РФ в ПФО председателем Координационного совета отделений РСПП в ПФО Виктором Клочаем и ответственным секретарём Координационного совета отделений РСПП в ПФО Виталием Антоневичем были проработаны и подготовлены изменения и дополнения в УПК РФ, направленные на улучшение существующей ситуации.
В ходе работы было отмечено:
- процесс изъятия электронных носителей и информации с них, компьютерной техники должен быть формализован в соответствующих нормативных актах. Такое изъятие должно быть возможно только в исключительных случаях, поскольку изъятие указанного выше имущества, особенно для субъектов малого бизнеса, может иметь существенные неблагоприятные последствия. Во всех случаях, когда для расследования уголовного дела достаточно получить только информацию изыматься должна только такая информация в виде соответствующих файлов. Конечно процедура получения копий файлов должна быть проработана с соответствующими специалистами и затем детально закреплена нормативными актами, с тем чтобы собранные таким образом доказательства имели юридическую силу и исключалось чье либо вмешательство в целях искажения такой информации;
- в случае изъятия компьютерной техники возникают вопросы сохранения возможности юридического лица, либо предпринимателя пользоваться базами данных. Одним из решений данного вопроса могло бы быть копирование программ и баз данных. Однако, в этой связи возникает проблема, связанная с использованием исключительных прав на программные продукты и базы данных. В случае изъятия следственными органами компьютерной техники с установленными на нее лицензионными программными продуктами, ставится под вопрос законность использования лицом, у которого они изъяты, копий таких программных продуктов и баз данных;
- следует установить сроки, на которые могут изыматься компьютерная техника, электронные носители и обязанность следственных органов по возврату такого имущества;
- учитывая особую и всевозрастающую значимость поставленного вопроса, а также специфичность проблемы, ее решение требует участия не только субъектов предпринимательской деятельности и работников правоохранительных органов. К решению возникающих вопросов необходимо широко привлекать специалистов в области компьютерных технологий и программирования, а также других специалистов.
Предложенные Координационным советом отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе изменения и дополнения в УПК РФ были одобрены участниками мероприятия и полностью вошли в решения «круглого стола».