Представлены основные параметры федерального бюджета на 2025-2027 годы

© Правительство РФ

Глава Минэкономразвития Максим Решетников в ходе заседания Правительства РФ представил основные параметры прогноза социально-экономического развития на ближайшую трёхлетку.

По сравнению с апрельскими сценарными условиями многие параметры существенно улучшены. При этом мы традиционно прогнозируем умеренно консервативно. Наша экономика устойчиво развивается, несмотря на внешние шоки. Так, за период с 2020 по 2023 год рост ВВП составил 5,5%. И это выше, причём в ряде случаев в разы выше, чем во многих развитых странах.

В 2024 году мы ожидаем рост ВВП на 3,9%. Суммарно с 2024 по 2027 год ВВП вырастет на 13%. Номинал ВВП в 2024 году составит 196 трлн рублей – это почти в два раза больше, чем в 2020 году. К 2027 году номинальный объём ВВП составит почти 250 трлн рублей.

Теперь об источниках экономического роста.

Инвестиции у нас обеспечивают порядка 30% роста ВВП. По итогам этого года ожидаемый рост инвестиций – на 7,8%, в следующем году инвестиционная активность будет на уровне 2%, но это на фоне высокой базы этого года и прошлых лет. Далее ожидаем рост 3% и более при сохранении достигнутого высокого уровня бюджетных инвестиций (то, что заложено в бюджете). Основной вклад будут вносить инвестиции за счёт собственных средств предприятий.

Продолжится рост потребительского спроса. Он обеспечит порядка 60% общего роста ВВП. Потребительская активность будет обеспечена прежде всего увеличением реальных денежных доходов населения. Основной вклад будет вносить рост реальных заработных плат на фоне сохранения низкого уровня безработицы.

Кроме того, рост доходов будет обеспечен за счёт социальных выплат. В том числе учтены решения по индексации пенсий работающим пенсионерам и расширению мер поддержки семей с детьми.

С конца 2025 года спрос также будет поддерживаться стабилизацией нормы сбережений по сравнению с пиковым уровнем 2024 года.

Растущий спрос будет удовлетворяться прежде всего за счёт производства отечественных товаров и услуг и развития экономики предложения. Мы ожидаем продолжения роста обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, туризма, в секторе услуг и других отраслях, которые работают на внутренний рынок.

С учётом показателей по импорту в первом полугодии мы ожидаем, что торговый баланс в 2024–2026 годах будет крепче, чем в апрельских оценках. Инфляция после пика в начале июля начала замедляться. В 2025 году замедление инфляции продолжится, и в 2026 году мы выйдем на целевой уровень.

Считаем, что прогноз реалистичный и позволяет сформировать устойчивый бюджет. Он учитывает расходы на реализацию задач, поставленных в послании Президента, а также на новые национальные проекты. Плюс меры экономической политики, направленные на расшивку дефицитных ключевых ресурсов.

Первое, конечно, это политика на рынке труда. Второй год у нас экономика растёт при исторически минимальных уровнях безработицы, и это говорит о наличии в моменте запаса гибкости рынка труда. При этом у нас растёт производительность труда в экономике, но сохраняются значительные резервы по росту производительности труда, особенно в тех отраслях, где за последние годы она росла относительно медленно.

Для устойчивого роста экономики необходимо обеспечить рост производительности труда выше исторической траектории на всём прогнозном горизонте. На это направлен федеральный проект «Эффективная и конкурентная экономика». Внимание будет уделено росту производительности труда в социальной сфере, а также будут сформированы особые программы для отраслей реального сектора с наименьшим приростом производительности.

Структурная перестройка экономики выдвигает новые требования к подготовке и переподготовке кадров, на это направлен национальный проект «Кадры». Он обеспечит связь между спросом на рабочую силу и её предложением в системе высшего и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Молодёжь и дети».

Второй важный элемент – это поддержка инвестиционной активности. Для обеспечения роста экономики инвестиции должны расти опережающими темпами, и в этой связи за последние годы сформирован широкий инструментарий господдержки инвестиций: это и соглашения о защите и поощрении капиталовложений, это использование средств Фонда национального благосостояния, фабрика проектного финансирования, таксономия проектов техсуверенитета, особые экономические зоны, концессии, инфраструктурные бюджетные кредиты, кластерные инвестиционные платформы, регинвестстандарт и другие. Эти инструменты получат дальнейшее развитие в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» и отраслевых госпрограмм.

Очень важно, что экономическая политика должна обеспечивать стабильность и распределение рисков для инвесторов и поощрять инвестиции в технологически сложные и рискованные проекты. И в этой связи, Михаил Владимирович, Вы дали поручение о пересмотре подходов к субсидированным программам, установлению их лимита и унификации условий, что будет сделано. Также важно запустить механизм инвестиционного налогового вычета.

Третий момент – это реализация национальных проектов технологического лидерства. Они в целом сформированы, обеспечены ресурсами, и реализация этих проектов прежде всего приведёт к созданию технологий, выполнению натуральных показателей по объёмам производства, что создаст основу роста не только в трёхлетке, но и, что важно, до 2030 года.

Четвёртый элемент – это снятие инфраструктурных ограничений. Прежде всего то, что заложено в нацпроекты «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», – это развитие автодорог, железнодорожного транспорта, региональных аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов. Это как раз поддержит переориентацию нашей экономики на новые рынки сбыта.

В прогнозном периоде будет обеспечено увеличение инвестиций и развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры, в том числе с учётом предлагаемых тарифных решений.

Поделитесь
#решетников