Премьер раскритиковал законопроект президента, возвращающий силовикам право самим возбуждать налоговые дела. Чиновники еще надеются внести в документ поправки.
Вчера Дмитрий Медведев публично высказался против законопроекта, по которому правоохранительным органам возвращается возможность возбуждать налоговые уголовные дела без материалов от налоговиков. Законопроект внес в Думу в октябре Владимир Путин.
Такой порядок существовал до 2011 г., отменил его тогдашний президент Медведев. Налоговая либерализация — одна из немногих инициатив Медведева, которая принесла результат: в 2009-2010 гг. возбуждалось по 12 000-13 000 налоговых дел в год, а в 2012 г. — чуть более 2000, сообщил президент «Опоры России» Сергей Бречалов.
СКР считает уменьшение числа налоговых дел доказательством того, что реформа провалилась и повредила бюджету. Медведев вчера высказался жестко: «Навозбуждать-то можно все, что угодно, особенно по заказу и за деньги, что происходит часто, когда одна структура борется с другой». Количество уголовных дел — не показатель эффективности работы правоохранительных органов, подчеркнул председатель правительства и призвал депутатов задуматься при принятии президентского законопроекта.
Заявление Медведев сделал в городе Тутаеве Ярославской области, где проводил совещание по проблемам моногородов. Тема встречи пришлась кстати: перед правительством стоит задача спасать моногорода за счет развития малого и среднего бизнеса, но эти планы не сбудутся, если вернуть старый порядок, подчеркнул Бречалов.
Правительство будет думать, как торпедировать президентский законопроект, рассказывал высокопоставленный чиновник правительства: «Ищем формулировки». Просто отозвать законопроект не удастся, но премьер однозначно дал понять: документ в том виде, в котором внесен, не может быть принят, подчеркивает сотрудник аппарата правительства. Возможно, правительство смягчит президентский проект, написав к нему поправки, надеется его коллега.
Сложно припомнить, чтобы Медведев публично критиковал инициативу Путина, это делалось опосредованно, через вице-премьера Ольгу Голодец, — по ответному закону на акт Магнитского, говорит политолог Валерий Хомяков: премьер демонстрирует некую самостоятельность, хотя как политика его мало кто принимает всерьез.
Получить комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова вчера не удалось. Не у всех и в администрации президента нашел поддержку этот законопроект, но просто отозвать его, т. е. признать, что президент не прав, невозможно, говорит чиновник, близкий к Кремлю: возможны лишь поправки ко второму чтению.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) поторопился откреститься от заявлений Бречалова — сопредседателя центрального штаба ОНФ. Он высказал свою позицию как президент «Опоры России», народный фронт инициативу президента поддерживает, заявил представитель фронта. Бречалов объясняет: он надеется, что президента ввели в заблуждение, внесенный им законопроект противоречит его же майским указам и общему тренду на поддержку предпринимателей.
Чиновники правительства согласны: они могут возражать против президентского законопроекта, так как он противоречит тем задачам, которые президент перед ними сам и поставил. Возвращение к старому порядку ударит по инвестклимату, будет препятствовать развитию малого и среднего бизнеса, перечисляет Минэкономразвития в письме в правительство. Министерство также боится злоупотреблений следственных органов.
Разработчики законопроекта из СКР считают, что делают благое дело для экономики. «Мы исполняем другое поручение президента — противодействовать налоговым схемам и выводу капитала в офшоры», — объяснил «Ведомостям» старший инспектор СКР Георгий Смирнов. Сейчас МВД получает сведения от ФНС на позднем этапе, когда все активы налогоплательщика уже выведены и виновного искать негде, объясняет другой чиновник силового ведомства: риск, что будут заводить фиктивные дела при рейдерских захватах, есть, но их могут заводить и не в налоговой сфере. А на малом и среднем бизнесе негативно сказываются в том числе неравные условия, убежден собеседник газеты: «Кто-то не платит налоги, а кто-то боится обманывать государство и платит — и заведомо неконкурентоспособен».
Чиновники правительства говорят, что правоохранителям хватает полномочий. «Ничто не мешает МВД подключаться к делу на ранних этапах и проводить оперативно-розыскные мероприятия до того, как они получат материалы из налоговой службы», — подчеркивает чиновник силового ведомства: уже сейчас проводится множество совместных проверок.
Если не отказываться от законопроекта, надо придумать более мягкую альтернативу законопроекту СКР, но пока нет даже идей, признается чиновник правительства. Достаточно усилить взаимодействие МВД и ФНС, указывает федеральный чиновник ФНС. Это делается тонкими настройками, рассуждает чиновник финансово-экономического блока правительства. А СКР предлагает такую альтернативу: создать финансовую полицию, рассказывает сотрудник силового ведомства, — мегаструктуру, которая будет расследовать все финансовые преступления, в том числе налоговые.
Ведомости