Президент РСПП Александр Шохин принял участие в круглом столе «Честная и эффективная экономика» в рамках «Форума действий» Общероссийского общественного движения

© РСПП

Обложка новости

Материалы к круглому столу «Честная и эффективная экономика» в рамках «Форума действий» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

1. Преодоление кадрового дефицита во многом связано с формированием гибкого рынка труда.

Придание гибкости рынку труда предполагает необходимость определенной либерализации трудовых норм. Прежде всего, это касается норм найма и увольнения.

Предлагаем расширить возможности заключения срочных трудовых договоров и выделить особенности регулирования трудовых отношений в субъектах малого предпринимательства.

2. Предстоит проанализировать оправданность возлагаемой на работодателя нагрузки, прежде всего на фонд оплаты труда, связанной с предоставлением льгот и компенсаций работникам.

Например, поддерживая переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к реализации превентивных подходов к сохранению жизни и здоровья работников на производстве, не можем согласиться с проектируемыми нормами федерального закона в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусматривающими одновременное предоставление всех видов компенсаций (сокращенной рабочей недели, дополнительного отпуска, денежной доплаты) работникам, на рабочих местах которых зарегистрировано действие вредных факторов, вне зависимости от степени их воздействия на организм работника.

Даже старый КЗоТ, например, гарантировал предоставление сокращенной рабочей недели (36 часов) только работникам, упомянутым в списках вредных производств и профессий. Списками и сейчас не предусматривается одновременное предоставление всех компенсаций.

По независимым оценкам, планируемое введение новых норм предоставления компенсаций увеличит нагрузку на фонд оплаты труда в базовых отраслях на 17 %. Для 30 - 50 процентов работников этих отраслей будет фактически введена, как минимум, 36 – часовая рабочая неделя (в ОАО «РЖД» численность работников, которым установлена сокращенная рабочая неделя, увеличится с 5 тыс. человек до 482 тыс. человек).

3. Существующие процедуры высвобождения создают барьеры для оптимизации численности персонала.

Для их устранения необходимо внести изменения в ТК РФ и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающие более чёткое определение ответственности работодателя и государства за процесс высвобождения по экономическим причинам.

Предлагаем предусмотреть дифференцированный подход к срокам предварительного уведомления о предстоящем высвобождении и к периоду сохранения заработный платы в зависимости от стажа работы у данного работодателя и от размеров организаций (малые, средние и крупные).

При этом государство должно взять на себя финансирование мер, ответственность за которые не должна лежать на работодателе: переселение высвобождаемых работников и членов их семей, содействие в решении жилищной проблемы, обучение и переобучение высвобожденных работников, в том числе по профессиям, не востребованным на данном рынке труда и т.п.

По нашим оценкам, в 2014 году на выплату выходных пособий высвобожденным работникам потребуется около 40 млрд. руб.

4. Внутренняя трудовая миграция, безусловно, несколько смягчает проблемы с занятостью населения и снижает уровень безработицы. Она способствует повышению сбалансированности национального рынка труда.

С одной стороны, идут «центростремительные» перемещения населения, стягивание населения в несколько благополучных регионов. С другой – происходит снижение численности населения Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера. Складывающаяся ситуация опасна с геополитической точки зрения. Демографический вакуум на Дальнем Востоке создает объективные предпосылки для полного замещения населения иммигрантами из соседних стран (прежде всего из Китая). Главная причина – диспропорция в уровне социально-экономического развития между регионами страны, поэтому необходимо акцентировать внимание на миграционной политике государства.

В целях стимулирования внутренней миграции необходимо:

- развивать информацию о региональных рынках труда, в первую очередь через обеспечение межрегионального взаимодействия органов службы занятости;

- разработать программу обеспечения мигрантов жильем через развитие системы доступного арендного жилья, льготных ипотечных кредитов;

- предусмотреть развитие социальной инфраструктуры для обеспечения соответствующих потребностей мигрантов;

- повысить размер «подъемных» на переезд и обустройство мигрантов по направлению органов службы занятости (по аналогии с программой переселения соотечественников из-за рубежа).

5. Требует решения проблема регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В этих целях необходимо перейти к разработке и реализации дифференцированных программ привлечения иностранных работников (иммиграция профессиональных кадров; бизнес-иммиграция; привлечение иностранных работников по заявке работодателя; учебная иммиграция).

Программы должны определять направления миграционной политики в отношении каждой из групп мигрантов, базовые условия привлечения по каждой группе, порядок и условия отбора иммигрантов, устанавливать преференции либо ограничения для них, длительность, условия трудоустройства и пребывания на территории России.

Поделитесь