Президент РСПП Александр Шохин принял участие в парламентских обсуждениях основных направлений налоговой и таможенно-тарифной политики

9 июля 2018 года Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в парламентских слушаниях по направлениям бюджетной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики – это инструменты экономической политики, которые влияют на ее развитие.

Он подчеркнул, что по итогам слушаний парламентарии будут принимать конкретные решения. «Хотелось бы, чтобы присутствующие высказали свою точку зрения, потому что по итогам сегодняшних слушаний мы будем принимать законодательные решения, и важно, чтобы эти решения были приняты с вашим участием», — сказал Вячеслав Володин.

Первый заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Антон Силуанов отметил, что направления разрабатывались с учетом текущей ситуации в экономике. В частности, учитывался рост ВВП, который увеличивается как за счет экспорта, так и за счет внутреннего спроса. Говоря о целях, на достижение которых направлен рассматриваемый документ, он перечислил повышение темпов роста экономики, повышение роста пенсий, снижение темпов инфляции, повышение качества образования и медицины. «Добиться этих целей можно только путем ускорения экономического роста», — считает Антон Силуанов. Причем сделать это возможно только за счет стимулирования экономической активности и инвестиций в основной капитал, сказал он.

«Сейчас инвестиции составляют порядка 21,5% ВВП, а необходимо довести до показателя 25% для того, чтобы обеспечить достижение планируемых темпов роста», — отметил А. Силуанов.

«И именно на эту цель сориентированы основные направления бюджетно-налоговой политики», — сказал он. Антон Силуанов также рассказал, что в настоящее время ключевой целью планируемых налоговых изменений является проведение донастройки налоговой системы, фиксирование ее параметров на долгосрочный период. «Такие изменения должны, с одной стороны, дать ресурс для тех преобразований, о которых мы говорим, с другой стороны, должны обеспечить стимулирование экономической активности», — считает он. При этом первый заместитель председателя Правительства заявил, что предположений, как это сделать, было много. «Мы остановились на повышении ставки НДС на 2 пункта с 18 до 20 процентов. Это позволит, с одной стороны, создать ресурс в экономике: более 600 млрд рублей в год мы получим от этой меры для финансирования новых проектов», — сообщил Антон Силуанов.

«При этом это в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами, поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить», — подчеркнул он. «В рамках налогового пакета мы также предлагаем зафиксировать на постоянной основе ставку страховых взносов, сохранив ее на уровне 22%, а не 26, как это предусмотрено сегодня по законодательству с 2021 года», — добавил он.

Комментируя предлагаемые налоговые меры, А.Силуанов рассказал, что будет разработан новый специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход. «Его апробацию и «пилоты» в субъектах планируется провести уже в следующем году», — сказал Антон Силуанов. Эта мера нацелена на вовлечение в легальное поле самозанятых предпринимателей, которые работают сегодня без регистрации, дать им простой инструмент для выполнения обязанностей перед государством.

Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что необходимо дополнить сценарные условия для доработки бюджетной политики. Он указал, что «сценарные условия предусматривают средние темпы роста 2,6% до 2024 года». «Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы наша экономика была пятой в мире по величине», — сказал Алексей Кудрин и отметил, что нужен средний темп роста 3,5%, а «в этих сценарных условиях это не прослеживается».

Кроме того, Алексей Кудрин назвал «несколько заниженным прогноз цен на нефть». Он считает, что необходимо зафиксировать в бюджетном правиле цену на нефть в $45 за баррель.

Председатель Счетной палаты также отметил, что планируется постоянное снижение ненефтегазового дефицита: в следующем году до 6,7%, в 2021 году — до 6%. «Это амбициозная задача, долгосрочно правильная и обоснованная», — сказал Алексей Кудрин. При этом он напомнил, что до 2016 года ненефтегазовый дефицит «всегда превышал 9%».

«Сейчас мы хотим уйти на 3% ВВП вниз. Это в целом обоснованно, но сам шаг такого резкого уменьшения мне кажется довольно жестким», — сказал Алексей Кудрин. Он считает, что «можно более плавно уходить на эти цели».

Как отметил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, «поручение правительству президентом дано, в связи с этим программа (повышения темпов экономического роста) полностью должна быть подготовлена к 1 октября».

«Поэтому мы сегодня, строго говоря, рассматриваем такой протокол о намерениях. И очень важно, что это обсуждение в парламенте происходит не за день рассмотрения в правительстве, как это нередко бывало в предыдущие годы, а за два с лишним месяца. То есть то, что сегодня здесь обсуждается, будет доработано, и правительство сможет учесть это в том материале, который станет реальным постановлением, определяющим основные направления (бюджетной) политики», — подчеркнул он.

По мнению Андрея Макарова, «объективно нужна новая редакция Налогового кодекса», а Бюджетный кодекс, в свою очередь, «нуждается в очень серьезной корректировке».
«По любому вопросу в Бюджетном кодексе можно найти пять альтернативных решений, и в каждом случае мы прибегаем к тому, которое нам в этот момент удобнее», — сказал Председатель Комитета по бюджету и налогам, отметив, что принятие этих новых редакций кодексов в основных направлениях бюджетной политики необходимо отразить, так как «их там нет, хотя мы об этом много говорили».

Президент РСПП Александр Шохин в ходе своего выступления также акцентировал внимание на вопросе сроков принятия изменений в Налоговый кодекс РФ. По его словам, необходимо договориться, что любые изменения ставок налогов, налоговой базы и других налоговых условий, прежде чем они будут внесены как правительственный законопроект, должны быть отражены в основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики. "Надо все налоговые изменения, которые в худшую сторону меняют условия ведения бизнеса, принимать до 1 сентября", - сказал А.Шохин.

Он также предложил включить в Основные направления бюджетной политики совершенствование механизма специального инвестиционного контракта. В части неналоговых платежей необходимо включить положение о переходных положениях в отношении мер ответственности за неуплату (неполную уплату) платежей, включаемых в Налоговый кодекс РФ.

«Озабоченность вызывает фраза «отмена контроля за трансфертным ценообразованием при его сохранении только в случае повышенных рисков ущерба для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов РФ». Для бизнеса это означает, что после отмены КГН будет принято решение о возврате к контролю за ТЦО», - сказал А.Шохин.

Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин рассказал о ключевых документах, которые позволили создать нормативно-правовую базу, которая позволила осуществлять «эффективное налоговое администрирование». В частности, он назвал внесенное изменение в закон о госрегистрации юрлиц и ИП «фундаментальным», и отметил, что оно «позволило практически избавиться от так называемых фирм-однодневок». Руководитель ФНС сообщил, что в 2011 году насчитывалось около 1 млн 800 тыс. таких организаций – 40% от всех компаний, которые содержались в едином реестре юрлиц.

Он также рассказал об объемах поступающих налогов. Так, с 2013 по 2017 годы поступление налогов в консолидированный бюджет страны выросли более чем в 1,5 раза – на 58%. В первом полугодии 2018 года тенденция роста сохранилась, сказал он. «По предварительным данным за шесть месяцев в консолидированный бюджет должно поступить 9,8 трлн рублей, что на 16,5 процентных пункта больше аналогичного периода прошлого года», — резюмировал глава ФНС.

Первый заместитель председателя Центрального банка Ксения Юдаева заявила, что «если не реализовывать меры, которые меняют экономическую структуру, то экономика будет расти очень медленно, примерно 1,5–2% в год».

Она отметила, что нужно увеличивать темпы сбалансированного потенциального роста. «На наш взгляд, самое главное, в том числе с точки зрения политики Центрального банка, — это эффективность расходов», — сказала Ксения Юдаева. Она указала на запланированное Правительством увеличение расходов на инфраструктуру и на человеческий капитал и подчеркнула важность того, «чтобы эти расходы были эффективны» и учитывали реалии современной экономики.

В ходе парламентских слушаний была поднята тема изменений в пенсионной системе. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что стоящие перед страной вызовы носят социальных характер. Говоря о пенсионном возрасте, важно позаботиться о тех, кому более 80 лет, считает Ярослав Кузьминов.

Поделитесь