Президент РСПП Александр Шохин принял участие в семинаре-совещании на тему «Лучшие региональные практики инвестиционной привлекательности регионов»

Обложка новости

Фотогалерея

30 января 2015 года Президент РСПП Александр Шохин принял участие в правительственном семинаре-совещании на тему «Лучшие региональные практики инвестиционной привлекательности регионов».

Выступая с докладом он, в частности, отметил, что для РСПП важна возможность представить точку зрения предпринимательского сообщества на текущую экономическую ситуацию и меры, которые целесообразно реализовать для того, чтобы не просто не допустить дальнейшего обвала, но и максимально быстро вернуться к высоким темпам роста новой, несырьевой структуры экономики.

«Настроения в предпринимательском сообществе настороженные. Компании резко сократили наём и начинают сокращать численность. Спрос упал не столь сильно, но это может быть лишь временная передышка. Компаниям не хватает средств не только на инвестиционные проекты, но и на текущую деятельность. Ухудшаются оценки отношений между контрагентами, что является наиболее тревожной тенденцией, исходя из опыта предыдущих кризисов», - подчеркнул А.Шохин.

Позитивный момент – компании сокращают расходы (прежде всего на консалтинг и другие услуги), но не отказываются полностью от программ развития, стремятся «воспользоваться моментом» и расширить долю рынка. Антикризисные планы компаний нередко выглядят более сбалансированными, чем правительственные документы. Их оценки на середину 2015 года также достаточно оптимистичны – большая часть опрошенных не ожидает сокращения производства или персонала по сравнению с декабрем прошлого года, а некоторые даже прогнозируют рост.

Тем выше требования к регионам и тем антикризисным планам, которые они готовят и будут реализовывать. У региональных властей есть возможность действовать двумя способами:

  • «выжимать» последние средства у работающего в регионе бизнеса (с риском, что и он закроется) для реализации антикризисных программ;
  • улучшать деловую среду, что позволит действующим компаниям не сокращать производство и привлечет новых, пусть и немногочисленных инвесторов.

Президент в своем вчерашнем выступлении поставил задачу регионам создания благоприятных условий для предпринимателей, сделав упор на малый и средний бизнес. Но пока многие регионы, к сожалению, выбирают первый вариант взаимодействия с бизнесом, что подтверждают результаты Национального рейтинга состояния инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Разброс значений по ключевым показателям Национального рейтинга у регионов колоссальный.

У регионов с самыми высокими и самыми низкими значениями показателей сроки выдачи разрешений на строительство различаются в 10 раз. Во многих случаях у регионов-лидеров оценки лучше, чем, например, у России в Doing business. В Томской, Ульяновской и Тульской областях сроки подключения к электросетям составляют от 51,8 до 65,4 дней, а не 179,1 дней.

Так что причина значительной части проблем бизнеса не в качестве федерального законодательства, а в правоприменении в регионах. Такие ситуации стали основой для формирования Сборника лучших практик. В большинстве случаев речь идет об универсальных и «недорогих» для региональных бюджетов решениях, которые могут внедряться в условиях кризиса и бюджетного дефицита:

  • внедрение типовых регламентов;
  • обеспечение прозрачности процедур и сокращение их количества;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
  • повышение доступности услуг и ориентация на потребности предпринимателей: от предоставления готовых производственных площадок до помощи в адаптации экспатов.

Базовый принцип - не должно быть излишних барьеров для тех, кто хочет начать свое дело или реализовать инвестиционный проект, особенно в кризис. При наличии желания может быть решена любая проблема – в Doing business-2012 сроки регистрации предприятий оценивались в 30 дней, а сейчас речь идет об 11 днях. Но антикризисные планы регионов и дорожные карты по лучшим практикам будут эффективны лишь при реализации ряда решений, в том числе федерального уровня.

  • Требуется обеспечить доступ не только крупнейших, но и системообразующих региональных банков к системе докапитализации.
  • Необходим мораторий на уже принятые и вступающие в силу с 1 января 2015 г. решения по увеличению фискальной и административной нагрузки. Бизнес не выдержит роста нагрузки в кризис.
  • Региональные антикризисные планы и проекты дорожных карт по внедрению лучших практик должны быть подготовлены в сжатые сроки, но обязательно обсуждены и «акцептованы» региональным бизнес-сообществом.
  • Регионы должны быть финансово замотивированы на улучшение делового климата. Исключение доходов от спецрежимов из расчета налогового потенциала регионов для определения межбюджетных трансфертов – это снятие ограничения на активную политику региона по улучшению климата, но не стимул.
  • Стоит подумать о софинансировании региональных антикризисных планов через федеральные льготы для инвестиционно активного бизнеса в регионах, например, через возможность получения инвестиционного налогового кредита не только по налогу на прибыль, но и по НДС или НДПИ. Не стоит возлагать ответственность за ситуацию в региональном бизнесе только на дефицитные бюджеты субъектов РФ.

«Вместе с тем, бизнесом занимаются только оптимисты по характеру, так что мы надеемся, что российская экономика выйдет из кризиса более конкурентоспособной, а регионы сформируют идеальный предпринимательский климат и станут источником лучших мировых практик», - подытожил глава РСПП.

Поделитесь