12 мая 2015 года в Высшей школе экономики состоялось совещание по вопросам проведения пенсионной реформы. В работе совещания приняли участие Заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, Президент РСПП А.Н.Шохин, Министр труда и социальной защиты РФ М.А.Топилин, представители федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, науки, эксперты.
В своём выступлении Президент РСПП отметил, что РСПП поддержал необходимость разработки Стратегии развития пенсионной системы и выбор основных направлений реформирования пенсионной системы в России, включая разработку и реализацию мер, обеспечивающих сохранность средств пенсионных накоплений, усиление требований к прозрачности и надежности НПФ, создание системы гарантий прав застрахованных лиц на накопительную пенсию; установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей при предоставлении, в случае необходимости, мер государственной поддержки отдельным секторам экономики; реформирование досрочных пенсий на основе оценки условий труда.
Вместе с тем, принятые в спешном порядке законы и подзаконные акты создали риски для всех субъектов отношений в системе обязательного пенсионного страхования - для застрахованных работников, бизнеса - плательщика страховых взносов, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и Пенсионного фонда РФ (ПФР), а также федерального бюджета.
Сегодня поднимаются вопросы лишения работающих пенсионеров заработанной и оплаченной страховой пенсии, увеличивается фискальная нагрузка на бизнес, миллионы молодых работников, выбравших накопительную пенсию, в течение нескольких лет лишены права на её формирование.
А.Шохин обратил внимание на то, что когда принимались решения о формировании накопительной составляющей обязательной пенсионной системы, они не связывались с размером тарифа в ПФР.
Сегодня Правительство РФ пытается увязать вопрос сохранения накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования для части работников с необходимостью увеличения тарифа страхового взноса для всех категорий работников. В этих целях предлагается отказаться от так называемого «льготного» тарифа в размере 22% в ПФР и вернуть тариф в размере 26% ФОТ работников.
Одновременно Президент РФ и Правительство РФ заявляют о недопущении увеличения финансовой нагрузки на бизнес.
При этом уже в ходе реализации стратегии возросла финансовая нагрузка на компании: постепенно повышается предел базы для начисления страховых взносов, введены дополнительные взносы на досрочные пенсии, распространен тариф страховых взносов в ФФОМС на суммы, превышающие размер базовой величины, введена обязанность работодателя оплачивать первые 3 дня временной нетрудоспособности работника за счёт собственных средств.
Президент РСПП напомнил, что РСПП неоднократно предлагал отказаться от использования термина «льготный» тариф в размере 22% в ПФР и закрепить его в законодательстве на постоянной основе.
По мнению А.Шохина, необходимо, чтобы работник сам участвовал в формировании средств пенсионного страхования для финансирования своей страховой пенсии, например, в размере 1‑2% заработной платы, которые должны фиксироваться на его персональном пенсионном счёте.
По его мнению, это позволит работнику сформировать свою страховую пенсию в большем размере, в большей степени увязать размер страховой пенсии с заработной платой. Одновременно увеличится и приток денежных средств в Пенсионный фонд, что также будет оказывать позитивное влияние на размер пенсий в соответствии с действующей формулой.
Президент РСПП высказался отрицательно в отношении предложений по лишению работающих пенсионеров страховой пенсии и считает, что они противоречат Конституции Российской Федерации.
Сегодня работающие пенсионеры уже дискриминированы, их права ограничены действующим пенсионным законодательством. Так, у работающих пенсионеров только частично формируются дополнительные пенсионные права, в то время как работодатель в полном размере уплачивает за них страховые взносы в ПФР.
По мнению А.Шохина, приостановка выплаты страховой пенсии и изъятие страховых взносов, перечисленных работодателем в пользу работающих пенсионеров, без формирования их дополнительных пенсионных прав нарушает права застрахованных и страхователей.
РСПП считает необходимым:
- в случае уплаты работодателем в полном объёме страховых взносов в пользу работающих пенсионеров на цели обязательного пенсионного страхования обеспечить обязательный перерасчет в полном объёме их пенсионных прав;
- освободить работодателя от перечисления страховых взносов в ПФР с заработка работающих пенсионеров в случае отказа от формирования их дополнительных пенсионных прав.
А.Шохин отметил, что сегодня ПФР за счёт работающих пенсионеров уже получает дополнительные доходы. При этом в действующей пенсионной системе это единственная возможность работающего пенсионера повлиять на размер пенсии, средний размер которой даже для высокооплачиваемых застрахованных (более 1 млн. руб. в год.), по данным Минтруда России, составляет всего 16,7 тыс. руб.
В своём выступлении Президент РСПП отметил, что меры, принятые по реализации Стратегии, затрагиваются только досрочные пенсии, назначение которых связано с условиями труда, а также частично за выслугу лет.
Необходимо реформирование досрочных пенсий по всем основаниям, предусмотренным пенсионным законодательством. Должна быть проведена переоценка оснований назначения досрочных пенсий с целью освобождения системы от оснований, потерявших свое социальное значение.
В значительном числе случаев право на досрочный выход на пенсию должно быть заменено либо доплатами к заработной плате, либо страхованием риска потери здоровья и заработка в связи с профессиональной деятельностью, а также мерами по выявлению профессиональных заболеваний, оздоровления и т.п.
По мнению РСПП, в целях достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы следует решать задачу по поиску дополнительных доходов.
В системе обязательного пенсионного страхования есть страховые пенсии, которые не обеспечены страховым финансированием - это досрочные пенсии работников бюджетной сферы и других категорий работников.
Кроме того, получение дополнительных источников финансирования, может быть осуществлено, в том числе, за счёт активизации процесса приватизации, повышения эффективности управления госактивами, увеличения дивидендов по акциям хозяйственных обществ, находящихся в собственности государства.
Это позволит устранить проблемы финансового характера в переходный период реализации Стратегии реформирования пенсионной системы без увеличения нагрузки на заработную плату.
Читайте также:
РСПП: налоговая нагрузка на граждан может быть повышена до 14-15% за счет взноса в ПФР