Президент РСПП Александр Шохин прокомментировал результаты заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

© Пресс-служба РСПП

Обложка новости

24 января в Горках под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева прошло очередное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В заседании приняли участие представители Администрации Президента РФ и Правительства РФ, руководители государственных институтов развития и государственных корпораций, руководители государственных служб и ведомств, представители бизнеса. Заседание было посвящено вопросам улучшения инвестиционного климата в России. С центральным докладом на совещании выступила Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, рассказавшая о мерах по улучшению инвестиционного климата, предпринимавшихся Правительством РФ в рамках реализации поручений Президента РФ Дмитрия Медведева.

На совещании присутствовал Президент РСПП Александр Шохин. Представляем его комментарии к прошедшему совещанию:

«Сегодня состоялось заседание Комиссии по модернизации при Президенте России, которое было посвящено проблемам улучшения инвестиционного, делового и предпринимательского климата в стране - прежде всего, в контексте выполнения магнитогорских поручений, почти год назад данных Президентом на аналогичном заседании. Что хотелось бы отметить. Во-первых, Россия по рейтингам предпринимательского, делового и инвестиционного климата устойчиво находится во второй сотне. И, более того, за последние 5-6 лет положение в рейтингах практически не изменилось. А там, где улучшения наблюдаются, они перекрываются более быстрым улучшением аналогичных показателей у наших основных конкурентов - это страны -члены Таможенного союза, страны - члены БРИКС. Поэтому приходится не только думать о том, чтобы деловой климат сегодня был лучше, чем вчера, но и том, чтобы конкурентоспособность нашего предпринимательского климата постоянно улучшалась. Для этого приходится предпринимать целый ряд мер системного характера.

По вопросам, которые проводит РСПП. За последние пять лет деловой климат улучшался, в основном, за счет принятия хороших законов, но при этом ухудшение происходило за счет их неэффективной имплементации и правоприменительной практики. Улучшение происходило потому, что принимался целый ряд долгосрочных документов, позволяющих компаниям видеть намерения властей. В то же время конкретные действия властей, например, такие, как изменения уровня тарифов естественных монополий или налоговых страховых платежей, являются достаточно непредсказуемыми. В частности, мы до сих пор не знаем, какой уровень страховых платежей будет в 2014 году - старые 34 % суммарно на фонд заработной платы, либо будет принято какое-то иное решение на основе разработки стратегии пенсионной реформы и других документов.

Безусловно, постоянно происходит улучшение по ряду позиций, но оно перекрывается негативом по другим направлениям. Если говорить конкретно о ситуации в таможне, о чем на совещании говорили достаточно подробно, то новое законодательство Таможенного союза и соответствующий российский закон принципиально изменили ситуацию. Обострилась территориальная конкуренция национальных таможенных юрисдикций в рамках Таможенного союза. И если мы эту ситуацию быстро не поправим - в частности, по срокам прохождения таможни, электронному документообороту, по другим конкретным проблемам, - то бизнес на «растаможку» уйдет в Белоруссию и Казахстан. А вслед за таможенными процедурами может уйти и реальное производство, учитывая, что конкуренция есть и по налоговым, и целому ряду других механизмов регулирования.

Вторая тема – это промышленная безопасность, которая нас тоже волнует. Сейчас органы технического надзора чаще беспокоят бизнес по сравнению с другими контрольно-надзорными органами, например, с налоговой службой. Здесь нам хотелось бы, чтобы произошла оптимизация механизмов принуждения бизнеса к улучшению промышленной безопасности и охраны труда. Важно оставить бизнесу средства на технологическое перевооружение, не задавив его различного рода штрафами, страховыми взносами и т.д. Мы предлагаем пересмотреть ряд страховых взносов в рамках обязательного страхования гражданской ответственности на особо опасных объектах, перейти от механизма надзора за предприятиями, у которых есть опасные объекты, к контролю-надзору за самими опасными объектами.

Хочется иметь определенность и в налоговой политике. В частности, Правительство обещает реализовать некие «налоговые маневры» и потом 5 лет налоги не менять. Нам очень важно, чтобы это проходило при самом высоком уровне публичного обсуждения и согласования интересов заинтересованных сторон.

Есть еще целый ряд направлений совместной деятельности, которые были представлены почти год назад в Магнитогорске. В частности, это касается приватизации, в том числе для целей формирования финансовой базы социальных фондов, и пенсионной системы. Это и механизм участия бизнеса в экспертизе вновь принимаемых и действующих нормативных актов, это и решение вопросов, связанных с подключением к сетям, это и функции различных омбудсменов, уполномоченных Президентом и региональными властями следить за соблюдением прав предпринимателей и инвесторов.

Хорошо, что на всех этих вопросах мы можем акцентировать внимание Президента и Правительства, но нужно стремиться к тому, чтобы все эти вопросы решались, во-первых, системно, во-вторых, чтобы они действительно были направлены на решение вопросов конкурентоспособности нашей экономической и правовой системы. Чтобы российская юрисдикция была конкурентоспособна по сравнению с нашими основными партнерами».

Поделитесь