23 октября 2019 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в рамках деловой программы экономического форума «Россия – Африка» провел панельную сессию «Ведение бизнеса в Африке: возможности, условия и риски». Сессия была подготовлена совместно с Институтом Африки РАН.
В дискуссии приняли участие президент Республики Уганда Йовери Мусевени, бывший президент Федеративной Республики Нигерия Олусегун Обасанджо (1976-1979 гг., 1999-2007 гг.) и министры; руководители предпринимательских организаций и крупного бизнеса Уганды, Конго, Египта, Нигерии, Марокко, Алжира, ЮАР, Мадагаскара, Джибути и Гвинеи.
Сессия вызвала большой интерес среди делегатов Форума. Пришло более 450 человек. Показательно, что к концу дискуссии их количество не только не уменьшилось, как это обычно бывает на такого рода мероприятиях, а продолжало пополняться.
В ходе оживленного обмена мнениями высказано большое количество конкретных предложений. Обсуждались такие вопросы, как: деловая и административная среда в странах континента; особенности конкурентной борьбы; культурно-цивилизационная составляющая в деле успешного ведения бизнеса в Африке и прочие вопросы.
Участники дискуссии поддержали подготовленные РСПП 9 пунктов по улучшению взаимодействия российского бизнеса со странами Африки.
По словам Александра Шохина, российская сторона сейчас отрабатывает новые технологии в "африканских глубинах". Так, «Компания "Лукойл" в Гвинейском заливе бурит самые глубокие горизонтальные скважины, - объяснил он. - Это не только добыча, но и отработка новых технологий, которые нам понадобятся для работы на шельфе в будущем. И учитывая, что есть секторальные ограничения на технологии для шельфа, работа в африканских глубинах, в данном случае в морских, позволяет нам собственные технологии отработать».
Он также подчеркнул, что Россия может помочь в улучшении среды обитания местного населения.
«Речь идёт и о качестве воды, и о качестве атмосферного воздуха. Наши компании отрабатывают одновременно технологии корпоративной социальной ответственности. Чтобы конкурировать с американскими, китайскими, индийскими компаниями, нужно предложить что-то дополнительное. А что-то дополнительное - это в том числе способность наших компаний инвестировать в социальные проекты».
Он выразил надежду, что следом за инвестициями была использована и "мягкая сила".
«Чтобы присутствие России было не на основе каких-то политизированных схем (кредит, который мы вам спишем, а вы нам мир, дружбу и поддержку наших инициатив где-нибудь в ООН). Нам очень важно, чтобы мягкая сила вела к росту позитивного восприятия России как страны, которая без избыточной политизации готова сотрудничать и ради собственных интересов, и ради интереса стран региона», - подытожил он.
Президент Республики Уганда Йовери Мусевени назвал Экономический форум значимой платформой.
«У Африки большой потенциал. Кроме многочисленного населения, в Африке огромное количество природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, богатое сельское хозяйство, леса и водные ресурсы, но она сталкивается с некоторыми вызовами, и в первую очередь это нехватка соответствующей инфраструктуры. Успешный бизнес означает минимизация затрат. В Африке, и в том числе в Уганде, такие факторы как электричество, транспорт, заимствованные деньги, ставки влияют на повышение себестоимости, и только стоимость рабочей силы находится на низком уровне. Следовательно, стоит задача снизить себестоимость в остальных факторах, которые влияют на возможность ведения бизнеса», - сказал президент Уганды. В данном контексте Президент Йовери Мусевени упомянул о строительстве дамб и ведении переговоров с Россией об использовании других ресурсов для электрогенерации, в частности, тепловых электростанций на основе газа и ядерной энергетики. Это, согласно его мнению, поможет снизить транспортные расходы, стоимость электроэнергии и снизит ставки по кредитам.
Бывший президент Федеративной Республики Нигерия Олусегун Обасанджо отметил небольшую запоздалость в проведении данного саммита и экономического форума, напомнив, что подобные встречи уже проходили с Японией, Китаем и Индией.
Олусегун Обасанджо также озвучил ряд проблем, существующих, в частности, в Нигерии. К их числу он отнес проблему образования, стоимость заемного капитала, а также высокие риски для инвестирования. Согласно его мнению «в мире есть деньги для инвестиций в Африку, но эти деньги трусливы – они придут, когда для них будут благоприятные условия». «Для стимулирования притока инвестиций и развития торговли» - продолжил он - необходимо обеспечить предсказуемость экономики, стабильность и верховенство закона.
Лидер также отметил, что российско-африканские отношения переходят от политических, которые были во времена Советского союза, к экономическому сотрудничеству и инвестициям.
Говоря об общеафриканском пространстве, Олусегун Обасанджо остановился на 4 значимых событиях, которые произошли в Африке за последнее время: «Случилось «открытое небо». Раньше требовалось разрешение на перелет из одной страны в другую, теперь самолеты могут летать по всей Африке. У нас свободное движение товаров, услуг и людей. Мы обсуждаем общий паспорт, и некоторые страны начали его делать. Нам не нужны визы: их можно получить в аэропорту или морском порту. Впервые у нас в прошлом году в Каире прошла общеафриканская ярмарка. Это все могло бы устранить барьеры и создать возможности, которых раньше не было. Мы думаем, что должны идти еще дальше», - добавил Обасанджо в завершении своего выступления.
Директор Института Африки РАН Ирина Абрамова отметила, что российский бизнес представлен в Африке, но компании не взаимодействуют друг с другом. «Наш бизнес приходит в Африку с желанием работать, но ошибка в том, что мы не думаем о долгосрочных инвестициях, не поддерживаем малый и средний бизнес в Африке», - сказала Ирина Абрамова и предложила создать в регионе центры поддержки бизнеса для продвижения российских инвестиций.
Министр экономики и финансов Республики Мадагаскар, Ричард Рандриамандрато отметил, что, посетив Форум, убедился в наличии огромных возможностей для ведения бизнеса с Россией. В рамках Саммита ему удалость подписать два меморандума и три контракта.
«Мы видим огромный потенциал увеличения объемов сотрудничества и реализации проектов во многих африканских странах», - сказал Евгений Пакерманов, президент компании «Русатом Оверсиз» (компания Госкорпорации «Росатом»). «Сегодня в Африке живет 13% мирового населения, из них лишь 50% имеют доступ к электричеству. Дефицит электроэнергии не только не дает развиваться людям, но и создавать производства», - продолжил Евгений Пакерманов.
К числу основных трудностей на пути реализации проектов, президент компании «Русатом Оверсиз» отнес: человеческий фактор (количество готовых специалистов); готовность страны к реализации больших инфраструктурных проектов; вопросы структурирования финансирования под эти проекты.
В дополнение темы, которую поднял Олусегун Обасанджо об экономической интеграции африканских стран, Евгений Пакерманов предложил подумать об энергетической интеграции африканских стран, потому что «когда есть возможность реализовывать региональные проекты, направленные на обеспечение энергопотребления нескольких стран, это сильно увеличивает шансы на их эффективность».
В своем выступлении Президент Торговой палаты Джибути Юссуф Мусса Давале также обозначил несколько основных вопросов, решение которых будет способствовать развитию взаимовыгодных отношений между Россией и Африкой: доступ африканских стран к различным источникам инвестиций; трансфер российских технологий; финансирование; помощь со стороны России в обеспечении безопасности и образования. Г-н Юссуф отметил, что Россия для Джибути – это безопасность, стабильность и мирное время. Для России, по мнению Юссуф Мусса Давале, наиболее важным аспектом в отношениях с Африкой является ее единство.
Эксперты сошлись во мнении, что Африку не следует рассматривать как единый монолитный рынок. Экономика континента многолика по своему типу, масштабам и структуре. При этом современная Африка отличается политическим, культурным, этническим и конфессиональным многообразием. Все это порождает уникальную специфику предпринимательской и деловой культуры и требует индивидуального подхода к ведению деятельности в каждой стране.
В завершении дискуссии было поддержано предложение РСПП о разработке «дорожной карты» по выводу торгово-экономического сотрудничества России со странами Африки на новый уровень с включением конкретных проектов и рекомендаций.
9 пунктов РСПП:
1. Учитывать национальную и региональную специфику, ценности, возможности, потребности и приоритеты развития.
2. Работать над действенной консолидацией и координацией усилий по продвижению российско-африканского сотрудничества с участием всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, академического и делового сообществ
3. Расширять взаимодействие с африканскими партнерами не только в формате двустороннего сотрудничества, но и с использованием возможностей многосторонних институтов в рамках комплексных программ и инициатив, включающих конкретные проекты российского бизнеса. Например, серьезный потенциал кроется в запуске программы по расширению доступа развивающихся стран к «лучшим технологиям для жизни», о которой в своем выступлении говорил руководитель российской делегации на Конференции ЮНКТАД XIV в Кении еще в 2016 году.
4. Стимулировать развитие многоплановых механизмов содействия деловому сотрудничеству посредством повышения ресурсного потенциала российских компаний, в первую очередь адаптивного и масштабного финансирования.
5. Модернизировать нормативно-правовую систему экономического сотрудничества со странами Африки, как на двусторонней основе, так и по линии ЕАЭС.
6. Способствовать вовлечению в сотрудничество субъектов МСП, российских и африканских регионов с применением механизмов проектного офиса и проектных групп.
7. Проводить активную информационную политику, способствующую выявлению сложностей и возможностей для российско-африканского сотрудничества, используя потенциал цифровых технологий.
8. Разрабатывать потенциал российской помощи развитию, предоставляемой странам Африки посредством увеличения ее объемов в связи с привлечением российского бизнеса к реализации, связанных с этим проектов.
9. Содействовать подготовке национальных кадров из африканских государств в нашей стране, а также помогать их дальнейшему продвижению.