На заседании под председательством В.В. Путина обсуждались списки кандидатов от ОНФ на предстоящих выборах в Государственную Думу, а так же актуальные вопросы создания действенных механизмов продвижения инициатив ОНФ в сферу государственной политики.
Президент РСПП А.Н. Шохин выступил с инициативой разработки институционального механизма, позволяющего защищать интересы бизнес-сообщества на законодательном уровне. Он предложил перенести на уровень Государственной Думы опыт совместной работы бизнеса с Правительством при оценке регулирующего воздействия и экспертизе действующих нормативных актов.
Инициатива Президента РСПП нашла понимание со стороны Председателя Государственной Думы РФ Б.В. Грызлова и Председателя правительства РФ ВВ.Путина.
Со стенограммой заседания можно познакомиться здесь
Выдержка из стенограммы:
В.В.Путин: Спасибо большое. Александр Николаевич, прошу вас.
А.Н.Шохин: Спасибо, Владимир Владимирович. Безусловно, очень важно именно сейчас, и не только потому, что сегодня день Рождества Богородицы и день рождения Владислава Юрьевича (В.Ю.Суркова), определиться всё-таки с базовыми вещами, в том числе не только, с кем…
В.В.Путин: На Богородицу он пока не тянет, но мы тоже поздравляем его!
А.Н.Шохин: … не только, с кем мы идём в Государственную Думу, я имею в виду списки кандидатов, но и с чем. Безусловно, большое значение будет иметь программа, которая будет утверждена на съезде «Единой России», как программа не только «Единой России», но Общероссийского народного фронта. Кстати сказать, поскольку мы всё-таки достаточно разные интересы отстаиваем, иногда наши организации если не конфликтуют, то, как говорится, находятся в постоянном таком диалоге. Безусловно, важно после принятия программы нам этот диалог, в том числе на площадке Общероссийского народного фронта, продолжать, в том числе чтобы определяться, так сказать, по избирательной риторике, слоганам и так далее и так далее и чтобы не противоречить друг другу, находить компромиссы за столом, а не в эфирных студиях, тем более что иногда даже предприниматели выясняют отношения между собой с помощью приёмов единоборств.
В.В.Путин: Вот видите, у нас фронт, а мы ни с кем не дерёмся.
А.Н.Шохин: Вот это хорошо.
В.В.Путин: А у них там фронта нет, а они друг другу в ухо бьют.
А.Н.Шохин: Кстати сказать, Владимир Владимирович, я хотел бы обратить внимание на то, что, хотя вот каждая организация говорит о своих успехах в праймериз и о своей будущей, как говорится, квоте, возможно, в Государственной Думе, всё зависит, конечно, от количества голосов. Но тем не менее я обратил бы внимание на то, что вот, скажем, бизнес-объединения, представленные здесь, в целом представляют бизнес как таковой, а не только РСПП – отдельно, «Деловая Россия» – отдельно, ТПП и «Опора» – отдельно. У нас действительно четыре универсальные организации, которые, собственно, в России существуют, представлены в координационном совете и две отраслевые активные организации, и у нас, безусловно, пересечения есть. Ну вот, в частности, в Архангельской области наш руководитель регионального отделения и одновременно руководитель регионального отделения Союза машиностроителей – это, на мой взгляд, показательный пример, что точки соприкосновения должны быть и внутри наших организаций, в частности представляющих интересы бизнеса.
Я бы обратил внимание на то, что у нас много действующих депутатов, которых мы увидели в проектируемом составе кандидатов в депутаты, и мы их считаем тоже своими. Это руководители ключевых комитетов по бюджету, по финансовым рынкам, по экономической политике, по промышленности, энергетике, по строительству и так далее. И мы с самого начала рассматривали тех депутатов, которые уже себя, как говорится, проявили, в том числе проявили с точки зрения понимания интересов предпринимательского сообщества. Мы их рассматриваем как своих кандидатов, в данном случае в депутаты, и поэтому мы говорим сейчас не только о своих представителях в списках, но и в целом о списке. Мне представляется, что это тоже надо подчеркнуть. И вот тот факт, что мы, как говорится, согласовываем все списки – это важно, потому что там действительно не только наши представители, но и актив, так сказать, нынешней Думы, который мы видим и в следующем составе.
Хотел бы ещё на один вопрос обратить внимание. Уже всё-таки надо действительно думать, какую, так сказать, озвучивать нам программу действий. Мои коллеги уже два подхода обозначили. Борис Титов говорит, что надо федеральные проекты определить, там, дюжину-другую федеральных проектов, и их, как говорится, лоббировать, создавать систему управления и так далее. Сергей Борисов говорит о том, что нужно механизм согласования законопроектов с бизнес-сообществом… Я думаю, что, хотя это, с одной стороны, делёж шкуры ещё не убитого медведя, но, с другой стороны, важно, зачем мы идём в Думу. Мне кажется, что всё-таки очень важно в предстоящие месяцы избирательной компании фиксировать нам, бизнес-сообществу, что мы хотели, чтобы был институциональный механизм, который позволяет защищать интересы бизнес-сообщества. Безусловно, те механизмы, которые сейчас выстроены на уровне Правительства (это оценка регулирующего воздействия, где наши бизнес-объединения включены в процесс с формальной точки зрения, это экспертиза действующего законодательного поля и так далее) – всё это может быть перенесено и на более высокий уровень, на уровень работы парламента, Государственной Думы, и дальше уже в рамках такого рода механизма можно решать любые вопросы, в том числе и те, о которых Борис Титов говорил. Поэтому, безусловно, по конкретике мы можем расходиться, но если мы уже сейчас отстроим, спроектируем, что ли, будущий механизм взаимодействия с законодателями и с исполнительной властью через механизмы, подобные оценке регулирующего воздействия и экспертизе действующих нормативных актов, я думаю, это будет наиболее эффективным инструментом решения конкретных вопросов, конкретных законопроектов и так далее. Поэтому просил бы на эту тему моих коллег обратить внимание. Спасибо.
В.В.Путин: Александр Николаевич, мы же в целом используем эти механизмы уже сегодня.
А.Н.Шохин: Я говорю, что на уровне Правительства уже формализован механизм. На уровне Думы… Общественная палата через регламент имеет право участвовать в экспертизе. Если бы такого рода механизмы через регламентные нормы, я здесь соглашусь с Сергеем Геннадиевичем, может, даже закон не надо принимать. Но регламентными нормами Государственной Думы (не только потому, что мы члены координационного совета, а в принципе организация, отвечающая определённым, достаточно жёстким требованиям) могли бы участвовать в этой процедуре по типу Общественной палаты и по типу того, что сейчас уже существует у нас с Правительством, это было бы большим шагом вперёд.
В.В.Путин: Борис Вячеславович, как вы считаете, это возможно?
Б.В.Грызлов: Думаю, что возможно.
В.В.Путин: Ну, вот видите. С вами боятся уже спорить.
А.Н.Шохин: Надо, чтобы Шмаков согласился.
В.В.Путин: Но вы имейте в виду, что в отличие от всяких… У вас, кстати, в РСПП есть какой-нибудь комитет по этике или что-нибудь в этом роде?
А.Н.Шохин: У нас есть комитет по этике, но к счастью, два подравшихся предпринимателя не являются членами РСПП, и никто из них не жаловался нам на поведение другого.
В.В.Путин: Но вы имейте в виду, что у нас здесь в Общероссийском народном фронте есть и ветераны, которые по возрасту, может быть, уже не выглядят совсем молодыми, но ещё крепкие мужики. Ветераны боевых действий в Афганистане…
А.Н.Шохин: Мы Михаила Алексеевича (Моисеева) готовы использовать в качестве…
В.В.Путин: Там, короче, так задницу надерут, что мало не покажется. Не заржавеет, как говорит мой сосед.
А.Н.Шохин: У нас есть не только комиссия по этике в РСПП, но вместе с нашими коллегами из «Деловой России» и «Опоры» мы более пяти лет назад создали объединенную комиссию по этике, в которую входят арбитры, то есть посредники-медиаторы от всех бизнес-объединений. Приглашаем ТПП. По крайней мере итоги программы «НТВ-шники» можно было бы там разобрать.