Президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД проработать варианты финансирования высокоскоростных магистралей (ВСМ). Уже в этом году начнется проектирование трассы Москва — Казань на бюджетные деньги
Направления Москва — Казань и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер могут стать новыми пилотными проектами высокоскоростных железнодорожных магистралей, заявил вчера президент Владимир Путин на совещании в Сочи. Решение о развитии в России высокоскоростного сообщения принято, РЖД и правительству дано поручение проработать механизмы финансирования этих проектов, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. Уже в этом году РЖД получит 16-18 млрд руб. на проектные работы по ВСМ Москва — Казань, отмечает источник, близкий к другому участнику совещания. Эти деньги монополия получит из федерального бюджета, уточнил он. Ранее первой ВСМ в России РЖД планировала построить трассу Москва — Санкт-Петербург.
Стоимость строительства ВСМ Москва — Казань президент РЖД Владимир Якунин оценил в 928 млрд руб. Во сколько обойдется строительство трассы Москва — Адлер, Якунин не уточнил. В генсхеме развития сети РЖД (направлена в правительство в апреле) объем инвестиций на строительство ВСМ до 2020 г. предполагается на уровне 1,84 трлн руб. (в ценах 2012 г. без НДС). Из этой суммы на проекты высокоскоростного движения (скорость 350-400 км/ч) пойдет 1,5 трлн руб., 343,2 млрд — на скоростное движение (скорость 160-200 км/ч).
До 2030 г. РЖД предлагает построить более 4000 км высокоскоростных линий и 7000 км скоростных путей, добавил Якунин.
Интерес к финансированию проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань проявили Газпромбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк и ВТБ, сообщил министр транспорта Максим Соколов (цитата по «Интерфаксу»). Эти банки и Российский фонд прямых инвестиций принимали участие в совещании у Путина. О своей заинтересованности в принятии участия в финансировании проектов ВСМ вчера «Ведомостям» заявили представители ВТБ и Газпромбанка. Связаться с представителями Сбербанка вчера не удалось.
Но предметный поиск инвесторов начнется, когда будет разработана проектная документация, отметил Соколов. Тогда, по словам министра, можно будет говорить о проведении road show, в котором могут принять участие многие инвесторы, в том числе зарубежные инвестфонды. Трасса Москва — Казань на 70% должна финансироваться за счет государственных средств. При этом частично они могут быть предоставлены из фонда национального благосостояния, отметил Якунин. Самой РЖД проект целиком не потянуть. Инвестпрограмма компании до 2020 г. и без ВСМ составляет 5,7 трлн руб. Монополия может профинансировать только две трети — 3,8 трлн руб. Около 400 млрд руб. компания собирается занять. Еще на 300 млрд руб. РЖД рассчитывает выпустить инфраструктурные облигации в пользу ВЭБа. Таким образом, дефицит инвестпрограммы РЖД уже сейчас составляет до 1,2 трлн руб.
Якунин также предложил стимулировать проект за счет налоговых льгот — освободить реализующую проект компанию от налога на имущество, налога на прибыль организаций и обнулить НДС на услуги по аренде и использованию инфраструктуры ВСМ, а также железнодорожные перевозки с использованием этой инфраструктуры. Это позволит ускорить срок окупаемости проекта и снизит нагрузку на бюджет, сказал Якунин.
Скорее всего, инвесторами для ВСМ Москва — Казань будут те же компании, которые заявляли о своем интересе к строительству ВСМ Москва — Санкт-Петербург: инфраструктурные компании и фонды из Кореи, Китая, Германии, Франции, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Среди потенциальных инвесторов были немецкая Siemens, французская Alstom, корейская Korea Rail Network Authority, китайская CRCC.
Президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД проработать варианты финансирования высокоскоростных магистралей
© Пресс-служба РСПП
Поделитесь