Президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД проработать варианты финансирования высокоскоростных магистралей
28 Мая 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД проработать варианты финансирования высокоскоростных магистралей (ВСМ). Уже в этом году начнется проектирование трассы Москва — Казань на бюджетные деньги

Направления Москва — Казань и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер могут стать новыми пилотными проектами высокоскоростных железнодорожных магистралей, заявил вчера президент Владимир Путин на совещании в Сочи. Решение о развитии в России высокоскоростного сообщения принято, РЖД и правительству дано поручение проработать механизмы финансирования этих проектов, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. Уже в этом году РЖД получит 16-18 млрд руб. на проектные работы по ВСМ Москва — Казань, отмечает источник, близкий к другому участнику совещания. Эти деньги монополия получит из федерального бюджета, уточнил он. Ранее первой ВСМ в России РЖД планировала построить трассу Москва — Санкт-Петербург.

Стоимость строительства ВСМ Москва — Казань президент РЖД Владимир Якунин оценил в 928 млрд руб. Во сколько обойдется строительство трассы Москва — Адлер, Якунин не уточнил. В генсхеме развития сети РЖД (направлена в правительство в апреле) объем инвестиций на строительство ВСМ до 2020 г. предполагается на уровне 1,84 трлн руб. (в ценах 2012 г. без НДС). Из этой суммы на проекты высокоскоростного движения (скорость 350-400 км/ч) пойдет 1,5 трлн руб., 343,2 млрд — на скоростное движение (скорость 160-200 км/ч).

До 2030 г. РЖД предлагает построить более 4000 км высокоскоростных линий и 7000 км скоростных путей, добавил Якунин.

Интерес к финансированию проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань проявили Газпромбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк и ВТБ, сообщил министр транспорта Максим Соколов (цитата по «Интерфаксу»). Эти банки и Российский фонд прямых инвестиций принимали участие в совещании у Путина. О своей заинтересованности в принятии участия в финансировании проектов ВСМ вчера «Ведомостям» заявили представители ВТБ и Газпромбанка. Связаться с представителями Сбербанка вчера не удалось.

Но предметный поиск инвесторов начнется, когда будет разработана проектная документация, отметил Соколов. Тогда, по словам министра, можно будет говорить о проведении road show, в котором могут принять участие многие инвесторы, в том числе зарубежные инвестфонды. Трасса Москва — Казань на 70% должна финансироваться за счет государственных средств. При этом частично они могут быть предоставлены из фонда национального благосостояния, отметил Якунин. Самой РЖД проект целиком не потянуть. Инвестпрограмма компании до 2020 г. и без ВСМ составляет 5,7 трлн руб. Монополия может профинансировать только две трети — 3,8 трлн руб. Около 400 млрд руб. компания собирается занять. Еще на 300 млрд руб. РЖД рассчитывает выпустить инфраструктурные облигации в пользу ВЭБа. Таким образом, дефицит инвестпрограммы РЖД уже сейчас составляет до 1,2 трлн руб.

Якунин также предложил стимулировать проект за счет налоговых льгот — освободить реализующую проект компанию от налога на имущество, налога на прибыль организаций и обнулить НДС на услуги по аренде и использованию инфраструктуры ВСМ, а также железнодорожные перевозки с использованием этой инфраструктуры. Это позволит ускорить срок окупаемости проекта и снизит нагрузку на бюджет, сказал Якунин.

Скорее всего, инвесторами для ВСМ Москва — Казань будут те же компании, которые заявляли о своем интересе к строительству ВСМ Москва — Санкт-Петербург: инфраструктурные компании и фонды из Кореи, Китая, Германии, Франции, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Среди потенциальных инвесторов были немецкая Siemens, французская Alstom, корейская Korea Rail Network Authority, китайская CRCC.

Ведомости

Поделитесь