Банк России предложил для обсуждения экспертным сообществом свой вариант нового вида российской валюты - «цифрового рубля».Предложение Банка России обсудили эксперты на расширенном заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по банкам и банковской деятельности, которое прошло 11 февраля в режиме видеоконференции.
Важно просчитать последствия
Модератором заседания выступил вице-президент РСПП Александр Мурычев. Он обратил внимание участников, что тема введения цифрового рубля вызывает большой интерес у всех участников финансового рынка, включая банкиров и финансистов российских корпораций, а также у экспертного сообщества. Банк России разъяснил свою точку зрения в конце января в своей аналитической записке «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля», однако у экспертного сообщества остается еще немало вопросов. Ведь введение цифрового рубля приведет к серьезным переменам в экономике, затронет интересы всех участников финансового рынка.
РСПП поддерживает внедрение новых финансовых технологий, в том числе и цифрового рубля. Одна из важных причин введения цифрового рубля - возможность его использования для международных расчетов с нашими странами-контрагентами, в том числе с Индией и Китаем. Цифровой рубль может помочь российским предприятиям и банкам минимизировать санкционные риски, частично уйти от международных расчетов в евро и долларах США. Но пока Банк России больше сосредоточен на возможностях использования цифрового рубля во внутрироссийских расчетах. И тут важен вопрос встраивания проекта цифрового рубля в план общего развития финансовой и платежной индустрии страны.
Александр Мурычев обозначил важнейшие моменты из экспертных заключений, ранее полученных РСПП. В частности нужно прояснить вопрос, не предполагается ли переход от двухуровневой к одноуровневой банковской системе, при которой все счета предприятий и частных лиц будет вести Банк России. В случае же сохранения двухуровневой банковской системы нужно уточнить, каким может быть соотношение цифрового рубля, наличных и безналичных денег. Необходимо оценить последствия от введения цифрового рубля для ликвидности банков, их способности к кредитованию клиентов. Необходим анализ влияния цифрового рубля на денежно-кредитную и монетарную политику, на инфляционные показатели. Мнения экспертов и участников рынка важны, так как именно сейчас Банк России готов к ним прислушаться.
Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России и член правления РСПП высказал мнение, что Банк России твердо намерен осуществить проект цифрового рубля. Сейчас около 70% опрошенных ассоциацией банков введение цифрового рубля поддерживают. При этом банкиры предлагают дополнить проект Банка России возможностью выпуска цифровых рублей банками под те денежные ресурсы, которые находятся в банках на счетах. Это позволило бы снять проблему вымывания ликвидности из банков. Сбербанк уже предложил идею выпуска цифровых финансовых активов, обеспеченных средствами на балансе. В ходе реализации тестовых проектов многие проблемные вопросы будут сниматься, а законодательство с учетом результатов тестирования будет оперативно дорабатываться.
Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Минфина, отметил, что вопрос внедрения цифрового рубля затрагивает всех участников рынка, в том числе Минфин. В мире 80% центральных банков сейчас заняты разработкой своих цифровых валют. Пока еще трудно оценить все плюсы и минусы от внедрения цифровых валют, так как цифровые валюты способны радикально изменить всю финансовую систему стран.
Для Минфина важна возможность использования цифрового рубля для целевых платежей по смарт-контрактам, это был бы важный шаг в автоматизации бюджетного процесса. Для Минфина появится возможность радикально повысить уровень прозрачности расходов средств бюджета и качество контроля их расходования.
На примере Китая мы видим, что цифровой юань планируют использовать, в том числе для международных расчетов. Цифровой рубль тоже может и должен в будущем конкурировать с цифровыми валютами других стран.
Однако есть и риски внедрения цифрового рубля. Банки опасаются потери части пассивов после их перетока в цифровые рубли, роста стоимости пассивов и потери части комиссионных доходов. В то же время внедрение цифрового рубля может снизить расходы компаний и представителей малого и среднего бизнеса.
Корпорации ждут дешевых и быстрых расчетов
Владимир Козинец, президент Ассоциации корпоративных казначеев и директор департамента казначейства и управления рисками компании «Рольф», напомнил участникам конференции, что чтобы валюта стала конкурентной на мировом рынке, нужна сильная конкурентная экономика.
Цифровой рубль даст компаниям экономию расходов на расчеты наличными деньгами. Но эта экономия не будет слишком большой, так как часть клиентов осознанно предпочитает рассчитываться наличными и не изменит своим привычкам.
Цифровой рубль имеет хорошую перспективу в тех денежных расчетах, когда платеж должен производиться не сразу, а после определенных действий. Сейчас так работают, например, аккредитивы, банковские гарантии и эскроу счета.
Однако если Банк России сам будет вести электронные кошельки клиентов, то он из регулятора превратится в участника рынка, своего рода мегабанк, и качество услуг может пострадать. Кроме того, в этом случае целесообразно выделить из Банка России надзор за финансовым рынком для избежания конфликта интересов.
Ольга Вепренцева, директор департамента финансов компании «Ростелеком», согласна с участниками конференции, что введение цифрового рубля могло бы значительно облегчить, ускорить и удешевить сопровождение госконтрактов для крупных компаний. Однако при внедрении цифрового рубля важно будет проводить массовые обучающие мероприятия, чтобы компании малого и среднего бизнеса тоже стремились им пользоваться.
Анна Соколова, директор казначейства «Центра корпоративных решений» группы Новолипецкого металлургического комбината напомнила, что сегодня все еще востребованы расчеты наличными деньгами, и полностью заменить их с помощью цифрового рубля вряд ли удастся.
Крупные компании интересуют возможности использования цифрового рубля в международных расчетах. Но так как пока другие страны не готовы проводить расчеты с российскими компаниями в цифровых валютах, то важна проработка вопросов валютного контроля и конвертации цифрового рубля в другие валюты. А после определения Банка России основных параметров концепции цифрового рубля необходима будет оперативная доработка действующего законодательства.
Банкиры напомнили о возможных рисках
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, напомнил, что банки-участники ассоциации обсудили проект цифрового рубля и передали свои предложения Банку России в декабре 2020 года. Гарегин Тосунян считает, что крайне важно принимать Банку России нормативные документы по цифровой валюте только после обсуждения их основных идей в профессиональном сообществе. Иначе может серьезно пострадать банковская система страны. Кроме того, хотелось бы избежать возвращения во времена Советского Союза, когда Госбанк СССР сам обслуживал большинство клиентов страны.
Олег Прексин, вице-президент Ассоциации российских банков, рассказал, что в 1969 году уже существовал проект Международного валютного фонда по выпуску мировой валюты в виде СДР – специальных прав заимствования. Со временем возможна реализация такого проекта на новой технологической основе. Но путь к единой мировой цифровой валюте будет идти через введение на первом этапе цифровых валют отдельными странами. Этот путь можно сократить, если вводить единую региональную цифровую валюту, например, сразу для всего Евразийского союза.
Михаил Матовников, старший управляющий директор и главный аналитик Сбербанка, обратил внимание участников конференции на возможные проблемные места проекта введения цифрового рубля.
Цифровой рубль предлагает развитие уже существующих технологий учета средств клиентов. В одной из предлагаемых моделей Банк России будет сам вести счета клиентов и делать это бесплатно. Клиентам это, конечно, хорошо. Однако Банк России не будет в таком случае платить проценты по остаткам на счетах и не будет кредитовать клиентов. Поэтому клиентам придется все равно держать деньги на счетах в коммерческих банках, если они собираются кредитоваться.
Поэтому ситуация изменится, но не слишком сильно. Уже сейчас Банк России ведет счета клиентов на общую сумму 6 трлн. рублей. Для сравнения – банки ведут счета клиентов на 11 трлн. рублей. В итоге банковская система все равно найдет равновесие, например, кредитов будет меньше, и они будет немного дороже.
Многие возможные применения цифрового рубля могут не сработать именно из-за того, что они игнорируют кредитование. Например, можно перевести в цифровой рубль средства на эскроу-счетах. Но ведь только благодаря хранению этих средств в банках они получили возможность кредитовать строителей по очень низким ставкам.
Что касается исполнения бюджета и бюджетного контроля, которые возможно реализовать на цифровом рубле. Сейчас в Сбербанке в Петербурге в специальном центре банковским сопровождением бюджета занимаются около 800 человек. Они занимаются, в том числе анализом контрактов, анализом цен и проверкой контрагентов. Все эти вещи в цифровом рубле автоматизировать полностью не получится. Сейчас эта услуга бесплатна для клиентов банка, так как денежные остатки клиентов находятся на банковских счетах. Если денежные средства будут находиться на счетах в Банке России, то эта услуга для клиентов банков бесплатной быть перестанет.
Надежды казначеев предприятий на смарт-контракты в части ускорения получения средств из бюджета тоже могут не оправдаться. Ведь сегодня бюджет не платит вовсе не потому, что не предоставлены какие-то документы.
Банки не слишком боятся введения цифрового рубля потому, что не видят окупаемости этого нововведения. Банк России может заставить участников рынка подключиться к его системе, на которой он потом запретит зарабатывать. Подобное мы уже видели с системой быстрых платежей. Для бизнеса окупаемость понесенных затрат тоже займет немало времени.
Если Банк России не оставит предприятиям и гражданам выбора и будет сам вести значительную часть финансовых операций, то без конкуренции качество услуг может снизиться. Сбербанк предлагает, чтобы все финансовые услуги были доступны и в цифровых, и в безналичных рублях, а у клиентов была бы возможность выбора услуг по затратам и по качеству сервиса.
Эксперты предлагают
Андрей Лисицын, директор центра РСПП по финансовой политике и финансовым рынкам, рассказал, что в РСПП был проведен опрос, какие проблемы международных расчетов волнуют наши предприятия. В ответах многие отметили обеспокоенность санкционными рисками, снизить которые могло бы внедрение российской цифровой валюты.
Банк России предлагает нам две основные модели введения цифрового рубля. Первая будет существовать в рамках двухуровневой банковской системы. При этом Банк России будет открывать электронные кошельки банкам, а банки открывают такие кошельки своим клиентам для проведения расчетов в цифровых рублях. Многое из предложенного в этой модели можно реализовать на основе уже существующей системы расчетов.
Вторая основная модель предполагает, что Банк России сам открывает и ведет цифровые кошельки клиентов – компаний и частных лиц. Банк России при этом сам становится участником финансового рынка, это принципиальное изменение. При такой схеме на Банк России ложатся проблемы, связанных с ведением счетов клиентов, которые сейчас решаются банками, например, соблюдение антиотмывочного законодательства, списание средств по исполнительным счетам и множество других подобных проблем. Если будет принята вторая модель, то логично было бы рассмотреть вопрос выделения из Банка России надзорной функции и передачи ее другим органам. Преимущества этой модели – можно будет легко обеспечить маркировку денег и автоматизированный учет их целевого использования. Это важно при контроле использования бюджетных средств.
Цифровой рубль может ускорить и упростить безналичные расчеты. Но многое в этом направлении можно сделать и на базе существующей системы расчетов. Цифровой рубль может позволить снизить затраты на работу компаний с наличными деньгами. Но будет непросто реализовать оффлайн режим работы цифрового рубля, решить проблему возможного мошенничества. Также эксперты отмечают риск концентрации всех расчетов в одном месте, при которой технический сбой в работе системы Банка России может привести к серьезным проблемам в расчетах в масштабе сразу всей страны.
Константин Корищенко, завкафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГС, рассказал, что проекты внедрения цифровых валют начали разрабатывать центральные банки Великобритании и Швеции еще 5-6 лет назад. Банк Швеции при этом так и не принял пока решение о выпуске цифровой кроны. И это при том, что в Швеции сегодня крайне высока доля безналичных расчетов. Багамские острова ввели свою цифровую валюту фактически при отсутствии нормально развитой банковской системы. Китай в мае 2020 года запустил пробный проект цифрового юаня, но в Китае высока доля государственных банков. То есть опыт внедрения цифровых валют показывает, что страны пока крайне осторожно относятся к рискам для банковской системы.
Однако в 2020 году процесс внедрения цифровых валют начал ускоряться. Причина в том, что если вы поспешите с выходом проекта цифровой валюты, то получите высокие риски для банковской системы. Но если вы опоздаете, то цифровые валюты других стран первыми займут рынок.
Если цифровая валюта будет прямым обязательством Банка России, то технически такая система должна быть основана на множестве узлов, на распределенной системе, в том числе с возможным участием коммерческих банков. Так снижаются риски, возникающие при концентрации расчетов в одном месте. Интересен вариант организации с помощью цифровой валюты международных расчетов без использования существующей сегодня системы корреспондентских банковских счетов. При такой системе расчетов снижается роль банков в международных расчетах, а, следовательно, и санкционные риски. В итоге цифровой рубль может занять от 20% до 40% в общей структуре денежной массы.
Виктор Достов, председатель совета Ассоциации «Электронные деньги» обратил внимание участников, что сейчас технологически стало возможно держать счета клиентов всей страны в одном банке. Например, Сбербанк уже обслуживает значительную долю населения России. Мы фактически стоим на пороге создания суперплатежных систем, когда один оператор будет контролировать все платежи.
В России уже существует отличная безналичная система расчетов, и с точки зрения бизнеса целесообразность введения цифрового рубля неочевидна. Но цифровой рубль даст государству новое качество контроля за денежными средствами в стране, что может послужить достаточным аргументом для введения цифровой валюты. Важный вопрос – из каких источников будет финансироваться проект цифрового рубля, который может стать очень дорогостоящим.
Алма Обаева, председатель правления НП «Национальный платежный совет», считает, что преимущества цифрового рубля в международных расчетах могут реализоваться только при его превосходстве в технологичности перед цифровыми валютами других стран. При правильной реализации проекта цифровой рубль заметно сократит издержки российских корпораций. А банкам в связи с потерей части доходов есть смысл серьезно задуматься о сокращении своих расходов, для этого еще существуют резервы.
Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации», в своем выступлении подчеркнул, что введение цифрового рубля потребует крупных денежных вложений от Банка России и российских компаний. Окупиться эти вложения могут только при условии, что цифровой рубль станет единственной формой денег. Важным последствием этого станет возможность полного контроля государством всех денежных расчетов в стране.
Ситуация с пандемией показала, что мир готов к самым серьезным изменениям. Поэтому в более отдаленном будущем возможно объединение национальных цифровых валют в единую наднациональную цифровую валюту.
Александр Мурычев в конце конференции подчеркнул, что в ближайшее время будет проведен дополнительный опрос мнений предпринимательского сообщества на тему внедрения цифрового рубля. Полученные от предпринимателей ответы будут обобщены с уже поступившими от экспертов предложениями в единый документ, который после его одобрения на заседании РСПП будет направлен в Банк России для выработки окончательной концепции цифрового рубля.