Состоялась очередная встреча Рабочей группы по коммуникациям при Экспертном совете РСПП, в рамках которой были представлены результаты исследования, посвященного оценке делового климата страны иностранными компаниями, работающими в России.
Каждый год РСПП просит российский бизнес оценить экономическую и инвестиционную атмосферу в стране. В этом году в опросе существенно увеличилась доля представителей иностранных, в основном средних и крупных, компаний, участвующих в опросе, которые рассказали о своих настроениях и оценках деловой среды в стране, перспективах ее улучшения и текущих проблемах.
Одним из самых интересных результатов исследования этого сегмента стала оценка предпринимательского климата в России за последние 5 лет: большинство опрошенных (55%) отметили его улучшение. По мнению 18%, положительные изменения явно видны. При этом значительная часть опрошенных осторожная в оценке и отмечает незначительные изменения (37%). Треть (31%) респондентов не видит изменений, но и не отмечает ухудшение ситуации. Ухудшение отметили лишь 16% опрошенных.
В отношении собственной деятельности на территории Российской Федерации компании отметили не только свои инвестиционные проекты. Участники опроса рассказали об активном участии в привнесении новых передовых технологий и следовании самым современным стандартам производства на своих мощностях в нашей стране.
При этом состоянию инфраструктуры была дана сдержанная оценка ― 3,9 балла из 7. В качестве основного фактора, сдерживающего развитие инфраструктуры, 45 % опрошенных назвали недостаточное государственное финансирование этой области.
Основное препятствие для более активного развития бизнеса в России компании видят в высоком уровне коррупции (59 %). Вторым по значимости являются высокие административные барьеры (31 %).
Подавляющее большинство опрошенных компаний работает в России без существенной поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Финансовую поддержку со стороны федеральных органов получают всего 6 % компаний, со стороны региональных ― только 4 %. В то же время наличие организационной поддержки со стороны федеральных властей отметили 37 % опрошенных.
Международный бизнес, работающий в России, оказывает активную поддержку в регионах своего присутствия, в том числе помогая социальным учреждениям (59 %). Большинство международных компаний активно реализует в России собственные социальные программы: 65 % имеет собственные благотворительные или социальные программы, 53 % осуществляет финансирование через благотворительные фонды, 41 % поддерживает корпоративное волонтерство, 35 % участвует в партнерских социальных программах с НКО и госструктурами.
Для стимуляции социальной ответственности бизнеса в России опрошенные рекомендуют, в первую очередь, повысить прозрачность процессов принятия решений (69 %). Это подчеркивает, что повышение уровня транспарентности в деятельности органов власти является одним из важнейших инструментов развития социальных программ с участием бизнеса.
Исследование сегмента иностранного бизнеса в рамках общей ежегодной оценки состояния делового климата было подготовлено и проведено агентством Fleishman-Hillard Vanguard.