Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Работодатели не поддержали намечаемые изменения в обязательном социальном страховании

© Управление трудовых отношений и социальной политики

Состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Комиссия рассмотрела ряд проектов федеральных законов.

Сторонами комиссии, представляющими общероссийские объединения работодателей и профсоюзов не был поддержан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В частности, по мнению стороны работодателей, предусматриваемое законопроектом увеличение до 3-х дней периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателями, является скрытым увеличением тарифа страхового взноса в ФСС. Требуют дополнительного обоснования предлагаемые изменения об увеличении периода времени (с одного года до двух лет), за который определяется средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности; о включении в базу для расчета страховых взносов доходов по договорам гражданско-правового характера; о порядке предоставления пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от стажа работы. Соответственно, сторонами работодателей и профсоюзов не был поддержан и проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», основанный на нормах вышеуказанного проекта закона по внесению изменений в законодательство об обязательном социальном страховании.

Стороной работодателей не поддержан проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», разработанный в соответствии с нормами до настоящего времени не принятого федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», по проекту которого стороной работодателей были внесены в Государственную Думу предложения и замечания концептуального характера. По мнению стороны работодателей, проект закона о бюджете ФФОМС целесообразно рассматривать одновременно с бюджетными проектировками территориальных ФОМС с разбивкой по доходам и расходам на работающее и неработающее население, обосновать объёмы межбюджетных трансфертов на эти цели по субъектам Российской Федерации. Намечаемое проектом бюджета Фонда направление в предстоящий период его доходов на реализацию в 2011 и 2012 годах программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, модернизации федеральных государственных учреждений здравоохранения (в 2011 году более 64% всех ассигнований бюджета фонда), по мнению стороны работодателей, по своему характеру не имеет прямого отношения к возмещению расходов, связанных с предоставлением застрахованным необходимой медицинской помощи, ведет к нарушению страховой природы ФФОМС как страховщика. Страховые взносы работодателей, концентрируемые на федеральном уровне, идут как на работников, так и на неработающее население. В итоге, по оценкам экспертов, только 1/5 часть страховых взносов работодателей идет непосредственно на медицинское обслуживание работающих.

Комиссия поддержала законопроекты «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Комиссией был рассмотрен проект федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах», в соответствии с которым потребительская корзина в 2011-2012 годах устанавливается по нормам, предусмотренным Федеральным законом от 31 марта 2006 года №44 – ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Представителями сторон объединений работодателей и профсоюзов были высказаны замечания в адрес Минздравсоцразвития России о несвоевременной проработке вопросов, связанных с установлением в соответствии с законодательством потребительской корзины на предстоящий пятилетний период. В связи с тем, что при отсутствии нормативного правового акта о потребительской корзине на предстоящий период может возникнуть правовой пробел, сторонами была достигнута договоренность о поддержке установления потребительской корзине только на 2011 год и проведении работы по подготовке законопроекта, устанавливающего новую потребительскую корзину на 2012-2016 годы.

Комиссия рассмотрела проект постановления Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год», в соответствии с которым предполагается сохранение действующих в настоящее время размеров пособий. Проект не был поддержан стороной профсоюзов. Координатор стороны объединений работодателей, Президент РСПП А.Шохин предложил при обсуждении проекта Правительством Российской Федерации рассмотреть вопросы возможной индексации пособий, предусмотрев для этого необходимые бюджетные средства, а также о необходимости проведения работы по переходу от социальных пособий к страхованию рисков, связанных с потерей работы.

Стороной работодателей был поддержан разработанный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации», которые вносятся в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года №1369-О-П. Суд признал неконституционными нормы Трудового кодекса о возможности увольнения по инициативе работодателя работников в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 81, являющихся руководителями выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.

Стороны комиссии, представляющие объединения работодателей и профсоюзов не поддержали, внесенные на рассмотрение комиссии «Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Представителями стороны работодателей отмечалась, что Основные направления бюджетной политики на 2011 год и планируемый период 2012 и 2013 годов не отвечают решению стратегических задач социально-экономического развития страны до 2020 года. Отсутствует анализ вариантов возможного пессимистического развития ситуации в экономике и необходимых в этом случае изменений в бюджетной политике. Прогнозируемый рост инвестиций не подкреплен конкретными мерами в сфере бюджетной, в том числе налоговой политики. Не определено четкого перечня видов поддержки, которые предполагается предоставлять в рамках бюджетной политики по приоритетным направлениям. Основными направлениями предусмотрено внесение изменений в законодательство в области обязательного социального страхования, которое можно рассматривать как скрытое увеличение тарифа страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сторонами объединений работодателей и объединений профсоюзов отмечалось, что Основные направления бюджетной политики рассматриваются в РТК с большим опозданием, когда Правительством уже определены основные показатели федерального бюджета.

Координатором стороны работодателей А.Шохиным на заседании комиссии было отмечено, что по многим включаемым в повестку заседаний комиссии вопросам уже приняты соответствующие решения Правительства, без учета мнения социальных партнеров. В связи с этим, по мнению стороны работодателей, необходимо принять решения, в том числе по внесению изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, направленные на реализацию законодательных норм о праве Комиссии принимать непосредственное участие в подготовке разрабатываемых Правительством проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, о порядке учета мнения РТК и ее сторон, о проведении в период между заседаниями Комиссии ее Координатором консультаций с Координаторами сторон по вопросам, требующим оперативного решения, о реализации положения Регламента РТК, предусматривающего участие координаторов сторон в заседаниях Правительства. Предложения были поддержаны стороной профсоюзов.

Комиссия рассмотрела информацию по вопросам подготовки проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, о ситуации на рынке труда.

Поделитесь