Расплата за дорожные фонды

©

Ради поддержки дорожных фондов Минфин предлагает поднять НДПИ на 5%, а ставку пошлины на экспорт мазута — до 75-80% от нефтяной. Отрасли придется доплатить до $6 млрд

Минфин рассматривает возможность повышения НДПИ на нефть для пополнения дорожных фондов примерно на 5%, сообщил министр финансов Антон Силуанов (по «Интерфаксу»). Пока это только предложение Минфина, подчеркнул он. Размер повышения зависит от того, как «удастся сманеврировать с остатками акцизов на бензин, дизельное топливо и с экспортными пошлинами на мазут», уточнил директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин.

По словам Силуанова, экспортная пошлина на мазут с 2014 г. может быть увеличена до 75-80% от пошлины на нефть с нынешних 66%. Трунин не исключил, что пошлина может быть повышена и в конце 2013 г.

Сейчас Минфин ищет дополнительные источники пополнения дорожных фондов. В них обнаружилась дыра в 108,7 млрд руб. в 2014-2015 гг. из-за налогового стимулирования нефтепереработки. Чтобы нефтяники выпускали более экологичное топливо, акцизы для стандартов «Евро-4» и «Евро-5» было решено повышать медленнее, чем для «Евро-2» и «Евро-3».

По оценке аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, при цене на нефть в $100 за баррель НДПИ может вырасти примерно на $1 до $22 за баррель. Тогда бюджет получит дополнительно около $3,6-3,7 млрд, учитывая, что Россия добывает 523 млн т нефти (за вычетом проектов, имеющих льготы по НДПИ), отмечает Полищук.

Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» не комментируют инициативу Минфина. Их коллега из «Лукойла» напомнил, что НДПИ на нефть в 2012 г. вырос на 13,7%, а в 2011 г. — на 44,9%. Ежегодный рост НДПИ в разы превосходит 5%, а любое повышение налогов ложится на конечного потребителя, добавляет он. «Безусловно, повышение НДПИ нанесет ущерб экономике нефтяных компаний и может поставить разработку некоторых месторождений на грань рентабельности», — сказал «Ведомостям» президент «Башнефти» Александр Корсик.

Те $4 дополнительного чистого дохода с барреля, которые дала добывающему сегменту система пошлин «60-66» (см. врез), окончательно превратятся в ноль, отмечает директор по аналитике московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов. Государство фактически откажется от политики поддержания добычи на разрабатываемых месторождениях и под угрозой окажется стабильность доходов бюджета, категоричен Борисов. А дорожное строительство станет слишком зависимым от цен на нефть, считает партнер Strategy Дмитрий Иванченко.

Еще более негативным станет для нефтяников повышение экспортных пошлин на мазут, полагает Полищук: при росте пошлины до 75-80% от нефтяной и производстве около 74 млн т мазута в год нефтяники могут потерять около $2,3-3,7 млрд (это дополнительные платежи по пошлинам и потери из-за падения внутренних цен на мазут). При этом бюджет лишится части поступлений из-за снижения цены мазута на внутреннем рынке — итоговый дополнительный доход составит около $1,7-2,7 млрд, отмечает Полищук.

Ведомости

Поделитесь