Росфинмониторинг готовится проверить бенефициаров
4 апреля 2014 00:00:00
Пресс-служба РСПП

"Ъ" стали известны основные положения внесенного Росфинмониторингом в марте в правительство "Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний". План рассчитан на ужесточение во втором полугодии 2014 года режима обязательного раскрытия бенефициаров любых компаний, введение в законодательство запрета на злоупотребление правами при уплате налогов, объявление контролируемыми всех сделок с офшорами, а также обсуждение вопроса о запрете передачи в траст российских активов.

Обсуждение в правительстве плана анонсировано 20 марта заместителем главы Росфинмониторинга Павлом Ливадным на заседании "патриотической платформы" партии "Единая Россия". По данным "Ъ", правительственные ведомства в ходе уже идущей дискуссии преимущественно настаивают не на изменениях в плане, а в основном на включении себя в соисполнители проекта.

По данным "Ъ", сам по себе план является лишь подготовкой к широкому обсуждению и подготовке пока еще не существующей "Концепции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ до 2020 года", готовящегося целой группой ведомств: Росфинмониторингом, МВД, Минфином, ФСКН, ФСБ и др. (девять основных ведомств-разработчиков, а кроме того Генпрокуратура, Следственный комитет и ЦБ). Сама по себе концепция вместе с документами по исполнению рекомендаций FATF, решений саммитов G8 и G20 июня и сентября 2013 года должна быть обсуждена в декабре 2014 года.

Ранее, летом 2013 года, был принят инициированный Росфинмониторингом закон о противодействии незаконным финансовым операциям. Он, в частности, впервые ввел в российское антиотмывочное законодательство (закон "О противодействии легализации...") понятие "бенефициарный владелец" (физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц владеет более чем на 25% клиентом-юрлицом либо имеет возможность контролировать его действия). Банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку реальных собственников принесенных им денег, а клиенты — сообщать о наличии у них бенефициаров (о случаях применения этой нормы на практике ничего не известно). План можно рассматривать как развитие этой концепции силами всего правительства.В целом формально весь план делится, по замыслу Росфинмониторинга, на два этапа: первый намечен на июнь 2014 года, второй на декабрь. В рамках первого этапа должен быть решен вопрос о национальном реестре "бенефициарных собственников" (Минфин и Минюст предлагают уточнить понятие до "бенефициарных владельцев" — иной формулировки нет в законодательстве) компаний и режиме доступа к нему госорганов. Реестр должен наполняться сведениями о собственниках структур, которые обяжут раскрывать сведения о себе в силу получения ими господдержки. К июню 2014 года также должна быть решена судьба инициативы по обязанности всех российских налоговых резидентов полностью указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные организации. Тогда же должны появиться и предложения по введению в законодательство общих правовых оснований для привлечения к ответственности разного вида бенефициарных собственников российских АО и ООО.

К этому же времени план предусматривает решение еще двух старых проблем. Первая — изучение вопроса о целесообразности введения уголовной ответственности юрлиц за совершение действий, связанных с отмыванием доходов и уклонением от налогообложения. Напомним, концепция "уголовной ответственности юрлиц" Следственным комитетом лоббируется с 2005 года, но неуспешно. В июне 2014 года ЦБ с заинтересованными ведомствами также должен решить вопрос о взаимном доступе банков к базам данных клиентов, в отношении которых принимались "антиотмывочные" санкции.

"Промежуточным" этапом плана предполагается обсуждение в июне—ноябре 2014 года трех крайне серьезных и довольно спорных содержательных инициатив Росфинмониторинга и Минфина. В июне предполагается решить вопрос о дополнении Налогового кодекса (первая часть, а также 23-я и 25 главы) положениями о "контролируемых иностранных компаниях" — "Ъ" писал об этом 20 марта — и вопрос об ужесточении санкций за злоупотребления международными налоговыми соглашениями.

Этот пункт плана, по сути, уже начал реализовываться — 19 марта Минфин РФ обнародовал для обсуждения первый законопроект из пакета мер по деофшоризации экономики, проект законодательных норм о "контролируемых компаниях". Ведомство предлагает всем российским организациям и гражданам, владеющим хотя бы 1% капитала иностранной компании, под угрозой штрафа сообщить об этом в налоговые органы, при доле владения свыше 10% и наличии у такой компании нераспределенной прибыли налоги с нее придется заплатить в РФ.

Эксперты полагают, что замысел Минфина сработает, только если российским налоговикам удастся наладить полноценный информационный обмен с другими, в том числе офшорными, юрисдикциями. Но, по существу, развитие или отказ от развития этой инициативы и является главным политическим вопросом для всего плана: ограничения и запреты на использование офшорных юрисдикций так или иначе требуют однозначного политического решения на уровне президента Владимира Путина.

Второй момент — предложения Минфина, Минпромторга, Минэкономики и ЦБ по расширению безналичного денежного оборота и, соответственно, ограничению наличного: эти инициативы, в том числе возможную обязанность для крупных торговых сетей принимать к оплате платежные карты, в Белом доме предлагается обсуждать в сентябре 2014 года. Наконец, в ноябре Минфин предлагает обсудить теоретическую новеллу в законодательстве РФ — введение в законодательство прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, таможенных платежей и страховых взносов. Напомним, сейчас законодательство России в большинстве случаев не криминализует большую часть схем оптимизации налогов и обязательных сборов, если они прямо не подпадают под нормы УК об уклонении от уплаты налогов или другие составы преступления. Появление запрета, соответственно, станет базой для нового "ужесточительного" нормотворчества в этой сфере, по данным "Ъ", активность здесь проявляют не только Генпрокуратура и СК, но и Минтруд.

Второй, декабрьский этап плана — завершение трудов. Это не только принятие концепции до 2020 года, но и рассмотрение вопроса об обязанности всех иностранных организаций, работающих в России, раскрывать структуру собственности и владельцев по российским стандартам, расширение обмена между госорганами информацией, связанной с потенциальными организаторами "схем". Тогда же, в декабре 2014 года, предполагается определиться с тремя наиболее резкими инициативами Минфина и ФНС, которые поддерживаются Росфинмониторингом. Во-первых, это распространение института "контролируемых сделок" со всеми "дочками" структур, зарегистрированных в офшоре, на все такого рода сделки — сейчас так контролируются сделки суммой выше 60 млн руб. Во-вторых, это введение в налоговое законодательство ограничений на отнесение к расходам российскими налогоплательщиками сумм в сделках с организациями, не раскрывающими бенефициаров,— на практике это должно означать резкий рост начислений налога на прибыль при операциях с "прячущимися" партнерами и их автоматическую дискриминацию в юрисдикции РФ.

Наконец, третья инициатива призвана обойти сложности в реализации двух других — это установление запрета для резидентов РФ по передаче имущества в траст или сходные структуры, позволяющие на законных основаниях не идентифицировать прямо бенефициарных собственников. Последняя мера при ее эффективной реализации выглядит наиболее чувствительной в "антиофшорной" кампании, поскольку трасты в офшорных юрисдикциях были и остаются единственным полноценно работающим институтом защиты сведений о конечных собственниках "цепочек" владения крупными активами.

Это же обеспечивает "национальному плану" и возможные проблемы. Само по себе поручение правительства, вызвавшее создание плана, Росфинмониторинг получил 18 февраля, по данным "Ъ", основная переписка ведомств по нему осуществлялась до начала марта. С того времени радикально поменялась внешнеполитическая обстановка — и меры по "деофшоризации" российской экономики не только имеют теперь шанс получить публичную поддержку в РФ, но и "открыть" США и ЕС возможности для более эффективного санкционного режима в случае его расширения. В любом случае значительная часть плана Росфинмониторинга может быть реализована лишь в сотрудничестве с иностранными правительствами — а это в силу событий марта 2014 года под вопросом.

Коммерсант

Поделитесь