Российские производства смогут получить госконтракт без конкурса

Производители, которые обязуются локализовать производство своего товара в России, получат возможность поставлять продукцию госзаказчикам на внеконкурсной основе, следует из поправок Минэкономики, Минфина и Минпромторга к закону о контрактной системе. Ведомства смогу заключать с ними контракт как с единственным поставщиком на срок до семи лет. Требования к продукции определит правительство — в документе ссылок на обязательную уникальность производств нет.

Правительство готово разрешить госструктурам закупать товары и услуги у поставщика на внеконкурсной основе в том случае, если он локализует производство в РФ, соответствующий законопроект был опубликован на портале regulation.gov.ru. Документ, как указано в пояснительной записке, разработан Минэкономики совместно с Минфином и Минпромторгом для исполнения одного из пунктов плана антикризисных мер.

Как следует из документа, ведомства предлагают добавить в действующий ФЗ-44 "О контрактной системе" новую ст. 111.2 "Особенности заключения контрактов на основе соглашений о локализации производства". Госзаказчики получат возможность заключать с производителями--российскими юрлицами соглашения о локализации производства их товаров и на этом основании закупать их продукцию на внеконкурсной основе как у единственного поставщика. Соглашение о локализации, как указано в документе, подразумевает "создание либо модернизацию и (или) освоение производства на территории РФ товара" без ссылок на то, что товар не должен иметь аналогов, что делает законопроект широко применимым, к примеру, для целей импортозамещения.

Условия соглашения, среди которых обязательства поставщика, включая инвестиции, наличие конструкторской документации и объем НИОКР, и перечень заказчиков, которым будет разрешено покупать производимый товар у инвестора как у единственного поставщика (цена будет также фиксироваться в соглашении), будут утверждаться правительством. Максимальный срок действия соглашения о локализации — семь лет, на его протяжении правительство гарантирует поставщику "неизменность существенных условий", а расторгнуть договор можно будет только по решению федерального суда. При этом для снижения издержек поставщика госзаказчики не смогут потребовать от него предоставить обеспечение контракта.

Как заявили "Ъ" в пресс-службе Минэкономики, несмотря на то что проект разрабатывался совместно тремя ведомствами, у Минпромторга есть к нему замечания (получить комментарий в пресс-службе ведомства не удалось). "Устанавливая возможность закупки у единственного поставщика, мы предусматриваем льготный режим для инвестора по реализации его продукции. Это одна из мер стимулирования создания производства на территории РФ — возможность закупки у него как у единственного поставщика",— сообщили в пресс-службе Минэкономики. В пресс-службе ФАС отметили, что на согласование к ним проект еще не поступал, однако при этом сообщили, что предложенный Минэкономики механизм требует проработки для поддержки конкуренции и "недопущения обхода 44-ФЗ".

"Создание производств с высокой добавленной стоимостью требует больших объемов инвестиций и длительных сроков окупаемости, государственные гарантии заказов позволят привлечь для таких предприятий дополнительные инвестиции",— замечает сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев.

"Этот документ позволит привлечь к участию в госзаказе конечных производителей и сократить число перекупщиков, что в нынешних экономических условиях будет способствовать развитию импортозамещения",— соглашается Александр Шамрин, первый проректор НИУ ВШЭ. Однако, по его словам, отказ от требования по обеспечению заявки на торгах, хотя и снижает издержки производителей, может увеличить риски неисполнения госконтрактов. "Кроме того, из документа не следует, по каким критериям правительство будет определять список производителей, а Минпромторгу следовало бы уточнить вводимое ведомством понятие "локализация производства"",— добавляет он. "Будет ли инициатива существенно стимулировать развитие производства, сказать на данный момент трудно, это покажет время. Что касается коррупционных рисков, то по сравнению с теми, которые уже существуют в законодательстве о госзакупках, вероятность их появления из-за нового законопроекта минимальна",— говорит юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

© Газета "Коммерсантъ" №62 от 09.04.2015

Читайте также:
Минэкономразвития подготовило поправки в закон о контрактной системе

Поделитесь