Российские банки смогут если не избежать, то хотя бы уменьшить риск санкций, связанный с выполнением американского налогового закона FATCA. Подготовленные Минфином поправки к законодательству разрешают им не только напрямую информировать Налоговую службу США (IRS) о российских счетах и операциях американских налогоплательщиков, не нарушая российского законодательства, но и закрывать счета тем из них, кто уклоняется от раскрытия этой информации. Впрочем, выступать налоговыми агентами в пользу IRS российские банки по-прежнему не смогут, а значит, сопряженные с этим риски — закрытия корсчетов за рубежом — сохраняются.
В распоряжении "Ъ" оказалась последняя версия подготовленного Минфином законопроекта, которая дает банкам возможность напрямую взаимодействовать с американской Налоговой службой США для исполнения закона FATCA. О подготовке этого документа ранее сообщал министр финансов Антон Силуанов. Законопроект вносит всего две поправки в один лишь закон "О банках и банковской деятельности". Первая поправка разрешает банкам передавать информацию по операциям и счетам клиента—налогоплательщика иностранного государства его налоговому органу, если эта страна входит в соответствующий перечень Минфина. Вторая норма наделяет Банк России правом устанавливать особенности открытия и, что важнее, закрытия счетов таких клиентов и проведения операций по ним.
FATCA — американский налоговый закон, требующий от банков-нерезидентов предоставлять в Налоговую службу США информацию об операциях по открытым в них счетам американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США, а также закрывать счета упорствующим клиентам.
Поправки, облегчающие российским банкам выполнение американского налогового закона путем прямого взаимодействия с IRS, готовились экстренно. До последнего времени предполагалось, что реализация FATCA в России будет осуществляться централизованно: банки будут передавать необходимую информацию российским налоговикам, а они — взаимодействовать с американскими коллегами. Однако на фоне ситуации с Украиной подписание межправительственного соглашения затормозилось на неопределенный срок (см. "Ъ" от 2 апреля). Срок для самостоятельной регистрации банков в IRS истекает 5 мая.
Банки могли бы зарегистрироваться в IRS и без этих поправок — в статусе участников, частично исполняющих требования FATCA. Однако тут возникало сразу два вида рисков. Во-первых, передача информации IRS нарушала бы российское законодательство о банковской, налоговой тайне, закона о персональных данных и т. п. В принципе статус частичного присоединения к FATCA позволяет не передавать ту информацию, что запрещено передавать национальными законами,— то есть без предложенных Минфином поправок нельзя было бы передавать практически никакую информацию. Но — и тут возникает второй риск — при неполной передаче данных в IRS для банков—частичных участников не исключены санкции — от 30-процентных штрафов, удерживаемых с них присоединившимися к FATCA банками-контрагентами за рубежом, и вплоть до закрытия ими корсчетов российских банков. Последнее, по словам банкиров, представляло наибольшую опасность.
С принятием поправок Минфина эти риски будут сняты, но лишь частично: есть много спорных ситуаций, ими не урегулированных. "Например, если клиент не раскрывает банку информацию о своих связях с США или об отсутстивии таких связей, то банк в соответствии с логикой FATCA должен закрывать ему счет, однако, предложения Минфина позволяют сделать это только в отношении клиентов-налоговых нерезидентов. Между тем, FATCA в определенных случаях распространяется и на налоговых резидентов РФ (например, получающих основной доход от активов в США, — "Ъ"), а закрытие им счетов по данному основанию поправки не предусматривают", — поясняет партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба. — Значит, вопрос о неисполнении требований FATCA снова становится открытым". Другая проблема, которую не снимает законопроект,— поиск американцев—бенефициарных владельцев юридических лиц, добавляет руководитель группы в области систем комплаенс КПМГ в России и СНГ Дмитрий Чистов: "Дело в том, что в соответствии с FATCA банкиры должны выявлять американцев—бенефициарных владельцев компаний, имеющих доход, связанный с США,— уточняет он.— При этом FATCA определяет бенефициара как владельца более 10% долей в такой корпорации, а российское законодательство — лишь начиная с 25%, и в этой части поправки Минфина его не меняют". Кроме того, поправки не отменяют того, что российское законодательство не позволяет удерживать 30-процентный налог в пользу IRS с соответствующих операций, указывают эксперты.
В Минфине не комментируют неопубликованные законопроекты. Источник "Ъ", знакомый с ходом разработки документа, подтвердил его подлинность. "Но это, хотя и последняя на текущий момент, все же рабочая версия законопроекта, которая вызывает ряд разногласий у заинтересованных сторон с юридической точки зрения,— говорит он.— Пока это наиболее приемлемый вариант — дать банкам возможность регистрироваться в IRS в ограниченном статусе и не столкнуться с санкциями". По словам собеседника "Ъ", уже после принятия в документ могут быть внесены поправки, дающие банкам возможность удерживать 30-процентный налог с клиентов. "Поскольку эта обязанность возникнет у зарегистрировавшихся банков лишь с 1 января 2015 года (до этого времени банки лишь собирают информацию по своим клиентам.— "Ъ"), у законодателя еще будет время более детально проработать другие вопросы",— уточняет он. Впрочем, в условиях, когда до регистрации в IRS остался месяц, банкиры рады и тому, что есть.