Российский бизнес заинтересован в укреплении сотрудничества в транспортном секторе в Северо-Восточной Азии и АТР

Обложка новости

30 июня 2021 г. в онлайн-формате состоялся 2-ой семинар по вопросам транспорта в Северо-Восточной Азии: «Транспортный сектор: межотраслевые связи для обеспечения устойчивой взаимосвязанности». Организаторами мероприятия стали экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и секретариат Расширенной Туманганской инициативы (РТИ) при участии Ассоциации бизнеса Северо-Восточной Азии (АБ СВА), одним из учредителей которой является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Глава офиса ЭСКАТО по Северо-Восточной Азии (СВА) Ганболд Баасанжав отметил серьезное негативное влияние пандемии COVID-19 на развитие транспорта и других секторов мировой экономики, приведшей к многочисленным разрывам во взаимосвязанности, в том числе в регионе СВА. Данные вызовы нуждаются в пристальном внимании и адекватных политических решениях, нацеленных на восстановление и поддержание устойчивого функционирования транспортного сектора и учитывающих уроки коронакризиса.

Директор секретариата РТИ Андрей Смородин подчеркнул важность стабильного, предсказуемого, открытого и недискриминационного функционирования транспортного сектора. Пандемия COVID-19 наглядно показала уязвимость международного транспортного сообщения перед лицом глобальных угроз. Странам восточной и северо-восточной Азии необходимо наращивать совместные усилия по преодолению последствий пандемии и созданию бесперебойной работы устойчивых транспортных цепочек. Это может быть достигнуто с помощью реализации мер по упрощению процедур перевозок, благодаря развитию и модернизации транспортной инфраструктуры, а также посредством более тесной координации между соответствующими ведомствами – как внутри каждого отдельного государства, так и на международном уровне.

Ё Мёнсо, генеральный директор комплексного транспортного бюро Министерства земельной политики, инфраструктуры и транспорта Республики Корея, отметил определенные проблемы с транспортной взаимосвязанностью в СВА. Их решение требует общих усилий всех партнеров. Он выразил надежду, что семинар будет способствовать повышению координации действий на этом направлении.

Консультант ЭСКАТО Варвара Кречетова рассказала о мерах по упрощению процедур торговли и транспорта в регионе. Между странами СВА заключен ряд соглашений о таможенной взаимопомощи и кооперации. Она сообщила о том, что разработан договор РТИ о взаимном признании уполномоченных экономических операторов, который ещё не вступил в силу. Также она обратила внимание на проект ИНТЕРТРАН, который предусматривает эффективное цифровое взаимодействие между железной дорогой, морскими портами и контролирующими органами, создает стимулы для повышения уровня контейнеризации внутренних и внешнеторговых грузопотоков. ОАО "РЖД" совместно с партнерами планируют распространить эту универсальную информационную технологию интермодальных перевозок на все международные транспортные коридоры. Проект получил поддержку ЭСКАТО и Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи Международного союза железных дорог. Варвара Кречетов также рассказала, что в 2010 г. на трехсторонней китайско-японско-корейской конференции министров транспорта был дан старт созданию региональной платформы NEAL-NET. Данная платформа является транснациональным, некоммерческим механизмом логистического взаимодействия и обмена данными касательно движения судов в режиме реального времени, перевозок контейнеров в режиме реального времени, состоянию и загруженности объектов портовой инфраструктуры, справочной портовой информации.

Представитель транспортного управления ЭСКАТО Федор Кормилицын представил презентацию «Гармонизация правовой базы для мультимодальных перевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В рамках данного проекта, реализуемого ЭСКАТО, проходят экспертные консультации и запланировано проведение форума осенью 2021 г. Кроме того, он сообщил, что ЭСКАТО подготовлено исследование по транспортной взаимосвязанности Азии и Европы, в рамках которого анализируется влияние пандемии COVID-19 на международные перевозки.

Ещё один представитель ЭСКАТО Сандип Джайн рассказал об инициативах организации, направленных на развитие железнодорожного транспорта в регионе. Разработанный ЭСКАТО проект «Трансазиатская железнодорожная сеть», в котором участвует 21 страна, был формализован посредством межправительственного соглашения, вступившего в силу в 2009 г. Большая часть железнодорожной сети уже существует, хотя остаются некоторые существенные препятствия, в частности, разная ширина колеи в Европе, Индии, Китае и странах Юго-Восточной Азии (ЮВА). Проект не предусматривает перешивку колеи, а лишь предполагает строительство механизированных средств обслуживания в местах стыка колеи различной ширины и в портах.

Кейко Кояма из секретариата трехстороннего сотрудничества (TCS), международной организации, объединяющей КНР, Японию и Республику Корея, рассказал о транспортном сотрудничестве на данной площадке. По итогам 7-ой трехсторонней министерской конференции по транспорту и логистике в 2018 г. стороны договорились создать экологически чистую систему логистики, а также способствовать достижению оптимального баланса между безопасностью и эффективностью транспортных перевозок.

Управляющий директор Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП Сергей Михневич подчеркнул, что ни одной стране не удастся развить транспортную отрасль по отдельности, без учета международных аспектов. Но активное участие в международном сотрудничестве не является гарантией успеха, если не будут устранены внутренние трудности и узкие места. С точки зрения делового сообщества, в этой связи особое значение приобретают формирование благоприятной и стабильной среды ведения бизнеса, а также доступ к механизмам сотрудничества и реализации проектов, которые также касаются необходимых институциональных возможностей, ресурсообеспеченности и информационного обмена относительно существующих возможностей и сложностей в сотрудничестве. Все это требует эффективного диалога и координации совместных действий всех заинтересованных сторон, включая национальные и международные органы власти, бизнес и общество, для преодоления последствий кризиса и создания условий для устойчивого и поступательного развития.

Сергей Михневич обозначил ряд приоритетных пунктов, получивших отражение в «верхнеуровневых документах», таких как проект транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 г., а также Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., и играющих важную роль в продвижении делового сотрудничества в регионе и достижении устойчивой транспортной взаимосвязанности:

  • развитие мультимодальной транспортной и трансграничной инфраструктуры для решения проблемы узких мест и расширения пропускной способности транспортных маршрутов;
  • гармонизация регулирования и практики правоприменения, включая реализацию функционально совместимого и комплексного механизма «единого окна» и электронного обмена данными, обеспечивающего бесперебойное, безбумажное и устойчивое сотрудничество;
  • увеличение числа и объема финансовых инструментов для инвестирования и операционной деятельности;
  • обмен информацией и создание единой совместимой базы данных;
  • координация стратегий и действий по их реализации с учетом возможных побочных эффектов для других секторов экономики.

Сергей Михневич также рассказал о деятельности российского бизнеса, способствующей укреплению транспортной взаимосвязанности на примере практик РЖД и ОТЛК-ЕРА. Он выразил мнение, что серьезным шагом вперед в продвижении сотрудничества могла бы стать разработка Синей книги транспортной взаимосвязанности, не только для региона РТИ или АТР, но и для макрорегиона Большой Евразии. В рамках данного документа могли бы быть рассмотрены различные аспекты регулирования, текущее состояние сотрудничества, ключевые цели и задачи его развития, существующие сложности и возможности, ресурсы.

Он также сказал, что тесное сотрудничество между Ассоциацией бизнеса Северо-Восточной Азии (АБ СВА), Ассоциацией ЭКСИМ-банков Северо-Восточной Азии, Сетью устойчивого предпринимательства ЭСКАТО, Деловыми консультативными советами АТЭС и АСЕАН может быть использовано для формирования перечня проектов и эффективному взаимодействию с властями по их реализации.

Программа семинара, презентации выступающих и видеозапись трансляции доступны по ссылке: https://www.unescap.org/events/2021/2nd-escap-gti-seminar-transport-issues-north-east-asia#

Поделитесь