Рост не по бюджету

Огромный дефицит федерального бюджета и начавшееся ускоренное проедание Резервного фонда заставляют Минфин сменить риторику и частично взять на себя функции своего вечного оппонента в этом вопросе — Минэкономики. Выступление министра финансов Антона Силуанова на годовой коллегии ведомства почти целиком было посвящено необходимости скорейшего восстановления экономического роста — без него решение бюджетных задач, включая финансирование социалки и оборонки, уже невозможно. Выписанный министром рецепт возобновления роста носит явный либеральный характер — это частые инвестиции и снижение роли государства в экономике.

Заявления о стимулировании экономики к росту (в основном за счет наращивания госинвестиций) всегда были функциональной прерогативой Минэкономики. Минфин, традиционно настроенный больше копить и по возможности меньше тратить, макроэкономика всегда волновала в меньшей степени, главное для него — исполнение бюджета.

В этих условиях Минфину остается надеяться на возвращение прежних доходов, которое может обеспечить лишь экономический рост (или высокие цены на нефть, на которые чиновники официально не рассчитывают). "Возобновление роста является основной задачей для реализации финансовой политики",— сказал вчера Антон Силуанов, отметив, что без этого будет невозможно выполнить поставленные задачи — "будь то в социальной сфере, будь то в сфере обороноспособности страны, создания современной инфраструктуры".

Примечательно, что вчера Антон Силуанов оспорил собственную же позицию, с которой он 27 марта выступал в Госдуме. Представляя тогда парламентариям проект правки бюджета-2015, ее необходимость он объяснял исключительно "внешними вызовами", главный из которых — снижение цены нефти с $100 до $50 за баррель. Вчера же он признал, что проблемы носят структурный характер, насчитав четыре признака такого дисбаланса. Первый: доля конечного и текущего потребления в экономике (в том числе госрасходов) выросла с 67% ВВП в 2008 году до 73% в 2014-м — и она уменьшает долю необходимых для роста инвестиций. Второй признак: "убивает" рост и увеличение доли заработных плат в ВВП с 47% в 2008 году до 52% в 2014-м — зарплаты растут быстрее производительности труда и съедают прибыль предприятий, являющуюся источником инвестиций. Третий дисбаланс: перекос структуры бюджета в сторону зарплат и оборонных расходов. Четвертый — резко выросшая доля государственного сектора и госкомпаний, чья эффективность, по словам министра, "оставляет желать лучшего".

Свою роль в желаемых структурных реформах Минфин, судя по словам его руководителя, видит в следующем. В части финансовых рынков — это создание условий для внутреннего инвестора (назревшие решения по накопительным пенсиям и развитию страхования, заодно Антон Силуанов в очередной раз призвал правительство и Кремль приступить к обсуждению увеличения пенсионного возраста). В области долговой политики Минфин обещает выпуск новых типов инструментов вроде облигаций с номиналом, индексируемым на инфляцию. В налоговой сфере ведомство намерено обеспечить стабильность условий и амнистию капитала, в бюджетной — значительное сокращение будущих текущих расходов, которое позволит больше ресурсов оставлять в частном секторе экономики.

Отметим, что участвовавший в коллегии глава правительства Дмитрий Медведев эту, по сути, программную часть речи Антона Силуанова комментировать не стал. Споры о необходимости структурных перемен, по всей видимости, возобновятся уже завтра на заседании правительства, которое рассмотрит сценарные условия развития экономики на 2016-2018 годы в рамках запуска нового бюджетного процесса.

Коммерсантъ

Поделитесь