РСПП и Минсельхоз обсуждают "рыбный" техрегламент
27 Ноября 2013 00:00:00
Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

27 ноября в Минсельхозе прошло согласительное совещание с РСПП по проекту технического регламента Таможенного союза "О безопасности рыбной продукции". От Минсельхоза были первый замминистра Игорь Манылов, замминистра Илья Шестаков, руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, его заместитель Николай Власов, руководители департаментов Минсельхоза. От РСПП - член правления РСПП, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев, заместитель председателя Комиссии РСПП Юрий Алашеев, президент ВАРПЭ Александр Фомин, председатель Росрыбакколхозсоюза Борис Блажко, президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев. Спорили о пунктах 17, 62, 65, 66 и 71 проекта Технического регламента. В соответствие с этими пунктами ветеринарный контроль осуществляется исключительно в форме ветеринарно-санитарной экспертизы КАЖДОЙ партии улова, КАЖДОЙ партии непереработанной и переработанной рыбопродукции. Позиция РСПП основана на следующем основополагающем факте.

Ветеринарный контроль в рыбной отрасли – это самая острая проблема. Все предприятия: от самых крупных, входящих в десятку лидеров, до самых маленьких, экспортёры и поставщики продукции на внутренний рынок, камчатские, сахалинские, владивостокские, мурманские – вся отрасль называет ветеринарный контроль тормозом развития.

Система ветеринарного контроля создана для решения нужной задачи и состоит из правильных процедур: документальный, визуальный и лабораторный контроль. Но в каждой из этих процедур действуют «вирусы», которые их отравляют, превращают в административный барьер.

Что это за «вирусы»?

1. Истребование и сличение документов, которые предоставляются иными государственными органами и не содержат информацию о ветеринарной безопасности поднадзорного груза. Причём должностные лица Россельхознадзора не просто истребуют эти документы, они присвоили себе полномочия по подтверждению обоснованности (или необоснованности) документов, выданных другими государственными ведомствами.

2. Контроль показателей, которые не относятся к ветеринарной безопасности. Обнаружение возбудителей болезней, внесённых в список МЭБ, давно уже не является главной, а тем более единственной задачей Россельхознадзора. В ходе контроля Россельхознадзор выявляет юридический статус сырья и готовой продукции, органолептические, химические и токсикологические показатели сырья и готовой продукции, показатели, внесённые в нормативные документы Роспотребнадзора и т.д.

3. Взимание платы за лабораторные исследования и выдачу заключений о ветеринарно-санитарном соответствии.

По сути, должностные лица Россельхознадзора видят в себе не защитников ветеринарной безопасности, а защитников экономической безопасности страны. Причём понимают экономическую безопасность в самом широком смысле, гораздо шире тех полномочий, которые отведены им Положением о Россельхознадзоре.

В итоге, каждая процедура контроля автоматически задерживает значительный объём доставляемой на внутренний рынок продукции: на этапе документальной проверки, на этапе визуального осмотра, на этапе лабораторных исследований.

Рыбный промысел очень краткосрочен. Добывающие суда работают в море, а транспортные корабли доставляют рыбопродукцию из районов промысла в порт. Стоит даже одному транспортному судну задержаться в порту – целая флотилия добывающих судов останавливает работу. Эту особенность рыболовного промысла хорошо понимают в Правительстве, поэтому утвердили два постановления (об оформлении рыбопромысловых судов в портах №184 от 19 марта 2008 года и о перегрузах в штормовых укрытиях №107 от 9 февраля 2012 года); понимают в ФСБ, поэтому увеличивают количество инспекторов ГМИ на время путины; понимают в ФТС, поэтому отменили обязательную выгрузку мороженной рыбопродукции при проведении таможенного досмотра и внесли соответствующие изменения в профили риска.

Оформление ветеринарных сопроводительных документов, как правило, организовано так, что в обязательном порядке приводит к простоям транспортных кораблей.

Ежегодно эти барьеры выкачивают из отрасли свыше 3,6 млрд. рублей. Налоговые и таможенные платежи рыбной отрасли – 15 млрд. рублей, а ещё 3,6 млрд. рублей все предприятия отрасли платят за ветеринарное оформление рыбопродукции. Эта сумма состоит из прямых платежей за лабораторные исследования, за получение заключений о ветеринарно-санитарном соответствии, платежей за хранение выгруженной и задержанной рыбопродукции на складах, платежей за простой транспортных судов на время оформления ветеринарной документации.

Мы бы согласились с такой дорогой ценой, если бы эта была цена за здоровье рынка, гарантирующая безопасность и качество продукции. Но ведь это не так. Рынок рыбопродукции сильно нездоров. По самым осторожным оценкам, свыше 15% рынка заполнено некачественной и не всегда безопасной рыбопродукцией. Гигантский ветеринарный налог собирается с отрасли на содержание системы, которая оказывается неэффективной. Система выкачивает деньги их рыбной отрасли, но не может защитить рыбный рынок.

Ветеринарный налог – это денежные средства, которые все предприятия отрасли платят системе Россельхознадзора, для того, чтобы преодолеть административные барьеры при оформлении ветеринарных сопроводительных документов и ускорить получение этих документов. Сейчас Россельхознадзор пытается создать правовую основу для ветеринарного налога, выкачиваемого с рыбопромышленных предприятий, фактически узаконить ветеринарный налог.
Для этого добавляются поправки об обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе уловов и рыбопродукции в проект технического регламента «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

Совещание 27 ноября закончилось так: РСПП и Минсельхоз остались каждый при своём мнении, но первый замминистра Игорь Манылов не исключает возможности компромисса. Думаю, без компромисса не обойтись, потому что позицию Минсельхоза не разделяют и ведомства. Минэкономразвития направил замечания на проект техрегламента, которые вчера рассматривали в Минсельхозе. Есть категорическая позиция Роспотребнадзора. Есть поручение вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что предложения РСПП должны учитываться при выработке согласованной позиции России для внутригосударственного согласования "рыбного" техрегламента.

РСПП продолжит работу с федеральными ведомствами и будет настаивать на том, наши предложения, касающиеся государственного ветеринарного надзора над рыбопродукцией, должны быть приняты по внимание. 

Поделитесь