20 июня 2025 года в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума состоялась панельная дискуссия «Международная климатическая повестка. Новые лидеры». Участники сессии обсудили текущее состояние и направления развития глобальной климатической политики, а также подходы к формированию более справедливой климатической повестки с учетом интересов России и растущего влияния развивающихся стран.
Модератором сессии выступил Ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов. В сессии приняли участие Специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов, ответственный секретарь Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Иван Жидких, председатель Академического и научного совета Ханойского государственного университета Ву Минь Занг, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Маврикий Ирада Зейналова, Первый вице-президент АО «Газпромбанк» Екатерина Салугина-Сороковая, директор центра устойчивого развития МГИМО МИД России Игорь Юргенс.
В своем вступительном слове Анатолий Торкунов отметил, что «Изменение климата уже сейчас наносит значительный ущерб российской экономике — ежегодные потери составляют около 2% ВВП, или сотни миллиардов рублей. По прогнозам, к 2050 году этот ущерб может вырасти до 7 триллионов рублей из-за разрушения инфраструктуры, потерь в добыче углеводородов и других климатических последствий. Эта проблема не знает границ, и для её решения необходимо глобальное сотрудничество — без объединения усилий мирового сообщества преодолеть вызовы климатического кризиса будет невозможно».
Говоря о формировании новых, более устойчивых подходов к климатической повестке, Борис Титов отметил, что «прогресс России в достижении целей устойчивого развития налицо. Успех по 63% глобальных индикаторов ЦУР, что в разы выше среднемирового показателя. А успешная синхронизация с ЦУР наших Национальных целей развития до 2030 и 2036 годов позволяет рассчитывать на хороший темп и дальше».
В части вопросов климата Борис Титов отметил: «В 2024 году по результатам измерений в рамках проекта «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» выяснилось, что ранее поглотительная способность российских экосистем недооценивалась. По новым оценкам, наши экосистемы способны поглощать 1156,9 млн тонн углекислого газа (в эквиваленте), что на 440 млн тонн больше, чем считалось раньше.
Идея капитализации экосистемных услуг очень интересна. Леса, болота и ненарушенные хозяйственной деятельностью территории – это ключевые компоненты обеспечения климатической стабильности. А странам БРИКС принадлежит около 40% лесопокрытой территории планеты. И на первом месте в мире по площади лесов, разумеется, Россия».
Иван Жидких в своем выступлении подчеркнул, что международная климатическая политика является важным фактором геополитики и геоэкономики. При этом на данном этапе ее эффективность крайне низкая, что обусловлено серьезными различиями интересов и подходов разных стран к борьбе с изменением климата. Часть стран заинтересована в сокращении выбросов для перезапуска своих экономик, другим намного выгоднее адаптироваться к изменению климата, а некоторым странам климатические изменения скорее выгодны.
По его словам, для России сценарии климатической политики, активно продвигаемые западными странами, связаны с большими экономическими издержками. Однако Россия могла бы успешно компенсировать выбросы от ископаемого топлива, а также монетизировать свои водные ресурсы и другие природные богатства, в том числе в контексте климатической повестки.
Для того, чтобы климатическая политика стала выгодна России, необходимо продвигать на международной арене такие подходы, которые позволят реализовать этот потенциал. Россия может инициировать создание нового экономического союза стран со схожими интересами, включая ЮАР, Индию, Турцию, Индонезию и страны Персидского залива, и стать его центральным «производственным» элементом, в том числе за счет использования всех доступных ей ресурсов.
«Главная перспектива для реального сектора экономики России в рамках такого союза это становление страны в качестве мирового «углеродного офшора», запуск «климатического НЭПа» для углеродоемкой промышленности. Речь идет о том, что на территории России могут производиться углеродоемкие товары для поставок по всему миру, могут быть перенесены производства из стран с репрессивным для экономики и бизнеса углеродным регулированием», - отметил Иван Жидких.
Иван Жидких также выделил несколько важных аспектов, которые нужно учитывать при реализации климатической политики в России. По его словам, необходимо:
- придерживаться сбалансированного подхода к углеродному регулированию, не допускать обременительных для бизнеса мер;
- продолжать развитие инфраструктуры национального углеродного рынка, которая уже сейчас является одной из лучших в мире;
- направлять основные объемы климатического финансирования на нужды адаптации к изменениям климата, так как нет никакого сомнения в том, что климат продолжит меняться;
- продвигать активную «климатическую дипломатию» на международной арене, используя свой интеллектуальный потенциал несмотря на кризис климатической повестки и вне зависимости от судьбы Парижского соглашения.