Российским союзом промышленников и предпринимателей в Администрацию Президента РФ, Государственную Думу ФС РФ и Правительство РФ направлены обращения о нецелесообразности принятия внесенного в Государственную Думу ФС РФ группой депутатов законопроекта № 89802-8 о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Данным законопроектом вводится ряд новых составов преступлений, в том числе статья 159.7 УК РФ «Мошенничество в налоговой сфере», а также статья 173.3 УК РФ «Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности».
Бизнес считает подготовку такого законопроекта крайне несвоевременной и противоречащей предпринятым Президентом РФ, Правительством РФ и Государственной Думой ФС РФ своевременных мер по снижению административного давления на бизнес в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления. В частности, одной из наиболее позитивно воспринятых и ожидаемых мер снижения нагрузки на бизнес стал возврат к практике возбуждения дел о налоговых преступлениях только на основании материалов ФНС России.
Ознакомление с предлагаемыми формулировками составов преступлений по новым статьям УК РФ в законопроекте № 89802-8 показывает, что они очевидно конкурируют с диспозицией статей 198 и 199 УК РФ об ответственности за уклонение от уплаты налогов физическими и юридическими лицами путем включения в декларацию заведомо ложных сведений.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, проектируемая статья 173.3 УК РФ призвана ввести специальную ответственность для лиц, занимающихся преступной деятельностью по изготовлению фиктивных счетов-фактур с целью их сбыта налогоплательщикам, желающим незаконно получить право на налоговые вычеты и занизить тем самым свои налоговые обязательства. Однако предлагаемые формулировки статьи 173.3 УК РФ крайне неопределенно устанавливают преступные деяния и тем самым создают неоправданные угрозы для широкого круга лиц, имеющих отношение к ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности.
Законопроектом предлагается законодательно закрепить неоднозначную практику возбуждения дел по общему составу мошенничества, что означает обход установленных законодательством ограничений и гарантий, предусмотренных для профильных статей 198, 199 УК РФ.
Проектом закона также не предусмотрено ограничение на возбуждение уголовных дел по данным составам, аналогичное уже принятому Федеральным законом от 09.03.2022 № 51-ФЗ.
Предлагаемый законопроект противоречит задачам либерализации условий ведения предпринимательской деятельности, создает неоправданные риски уголовного преследования и в целом подрывает доверие бизнес-сообщества к антикризисным мерам Президента РФ и Правительства РФ.
С учетом вышеизложенного РСПП возражает против принятия проекта федерального закона № 89802-8 о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в представленной редакции, поскольку он повышает уголовно – правовые риски для бизнеса и может привести к необоснованному нарушению прав предпринимателей.
Законодательство об ответственности за налоговые правонарушения, безусловно, нуждается в совершенствовании, для отражения актуального состояния экономических отношений и приведения его в соответствие с современными возможностями налоговых органов. Действующие составы налоговых правонарушений были установлены в 2003 году, когда налоговая система и аппарат налогового администрирования лишь формировались. РСПП готов принять активное участие в работе по реформированию системы ответственности за налоговые преступления, но не поддерживает непроработанные и несвоевременные инициативы по ужесточению уголовной ответственности в налоговой сфере.