Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

РСПП не готов поделиться с Игорем Артемьевым властью

© Пресс-служба РСПП

"Четвертый антимонопольный пакет" не нравится бизнесу любого размера.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обнародовал отзыв о разработанном Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекте поправок к закону "О конкуренции". Во многом позиция предпринимателей схожа с позицией ранее высказавшихся представителей бизнес-сообщества: к инициативам ФАС бизнес, от крупного до малого, относится критически. Ранее проект, несмотря на претензии со стороны различных ведомств, был одобрен на заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В ФАС считают, что претензии РСПП беспочвенны: на самом деле служба либерализует антимонопольное законодательство и сдает часть своих полномочий.

На прошедшем вчера расширенном заседании комитета РСПП по развитию конкуренции представители союза наконец обнародовали свою позицию по поводу проекта поправок к закону "О конкуренции" — так называемого четвертого антимонопольного пакета. Как и другие ассоциации бизнеса, РСПП сформулировал целый ряд претензий к этому документу.

Проект поправок к закону "О защите конкуренции", разработанный ФАС, проходил согласование с ведомствами и аппаратом Белого дома еще с начала 2012 года. О предполагаемых нововведениях "Ъ" уже писал ранее (см. "Ъ" от 6 августа). Главными из них были инициатива ФАС обязать "доминантов" создавать и публиковать торговые практики, ужесточение контроля над сделками внутри групп компаний и распространение обязанности соблюдать правила недискриминационного доступа не только на госмонополии. Также ФАС предлагала наделить себя правом согласовывать создание любого государственного и муниципального унитарного предприятия, а также правом вето на создание совместных предприятий с активами более 7 млрд руб. Представители бизнеса, например "Опоры России" и "Деловой России", выступили с критикой этого документа, также он получил отрицательные отзывы Национальной ассоциации институтов закупок и Национального союза защиты прав потребителей.

Впрочем, это не остановило продвижение "четвертого антимонопольного пакета" в правительстве. В октябре 2013 года законопроект, несмотря на ряд претензий Минюста, Минфина и Федеральной службы по тарифам и отрицательную оценку регулирующего воздействия от Минэкономики, был "в целом" одобрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

В отзыве РСПП при этом указано: часть предложений бизнес-сообщества была отражена в последней версии документа, однако сохранившийся список претензий союза не меньше, чем у остальных. По их мнению, ряду инициатив документа (выдача предписаний по торговым практикам, регулирование исключительных прав, ограничение совместной деятельности и борьба с картелями) необходима серьезная доработка. Также в законопроекте, по мнению РСПП, только частично учтены июльские поручения Дмитрия Медведева, направленные на либерализацию антимонопольного законодательства. РСПП указывает, что на текст документа не повлияли рекомендации из доклада ОЭСР, что говорит о "введении избыточных новаций, не соответствующих мировому опыту". По мнению авторов отзыва, принятие законопроекта в таком виде повлечет за собой ухудшение положения предпринимателей и негативно скажется на внедрении инноваций и привлечении инвестиций — это, собственно, резюме позиции бизнеса по "четвертому антимонопольному пакету".

Впрочем, позиция бизнеса не убедила ФАС в необходимости изменить пакет. Как сообщил начальник правового управления Сергей Пузыревский, ведомство предполагает, что законопроект в достаточной степени либерализует антимонопольное законодательство и по ряду направлений сокращает полномочия ФАС. В ряде случаев снимается неопределенность в содержании правовых норм. Он, впрочем, добавил, что доработка документа продолжается.

Коммерсантъ

Поделитесь