Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

РСПП не поддерживает планы по увеличению налоговой нагрузки на ТЭК

© Пресс-служба РСПП

В рамках доработки Стратегии-2020 одним из самых дискуссионных направлений оказалась налоговая сфера. Позиции участников обсуждения по многим направлениям оказались диаметрально противоположными. При этом, когда речь идет о целесообразности тех или иных налоговых изменений, серьезно отличаются даже оценки представителей бизнес-сообщества. Например, рядом экспертов в качестве одного из вариантов, компенсирующих бюджету снижение обязательных страховых взносов, называется рост налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор.
Однако, принимая такое решение, необходимо учитывать, что в настоящее время нагрузка на потребителей нефти и газа распределялась неравномерно. Российский потребитель оплачивал только налоговую составляющую цены, зарубежный – налоговую плюс таможенную.

Предложенное повышение ставки НДПИ на размер снижения экспортной пошлины на нефть и ставки акцизов на нефтепродукты увеличит данные налоговые сборы по сравнению с ныне существующими, т.к. фактически весь объем добываемой нефти и получаемых нефтепродуктов приравняется к экспортному, а внутренний потребитель - к зарубежному.

Схема повышения НДПИ в размере, соответствующем снижению экспортной пошлины на нефть, а ставки акциза на нефтепродукты – в размере, компенсирующем отмену экспортной пошлины на нефтепродукты, не даст экономического эффекта для вертикально интегрированных компаний и не будет стимулировать ни развитие нефтепереработки, ни развитие нефтедобычи.

Возможные дополнительные последствия - частичное снижение конкурентоспособности российских предприятий, использующих продукцию сырьевых отраслей.

Непонятна концепция введения налога на углерод. По описанию это платеж за загрязнение окружающей среды, только для начисления налога будет использоваться объемы производимой продукции, а не объемы выбросов вредных веществ в окружающую среду. Безусловно, это скажется на экономике проектов, а поскольку концепция и размеры налога не определены, то решения по перспективным проектам в ТЭК могут затягиваться.

Как фискальный, а не «экологический» сбор налог на углерод в текущей редакции дублирует НДПИ и акцизы. Цель дополнительного увеличения нагрузки и усложнения налогового администрирования не ясна. В полном объеме проблема нового налога относится, например, к торфяным разработкам (поскольку они также выделяют при сгорании СО2, а рентабельность существенно ниже, чем у нефтегазового сектора).

В целом предложения в сфере ТЭК не учитывают необходимость масштабных инвестиций в экономику России, стимулирования перехода на альтернативные источники энергии. Отсутствует координация с базовыми документами в данной сфере, в частности с Энергетической стратегией-2020 и 2030. Нет упоминания условий разработки новых нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе и стимулирования расширения выхода России на рынок сжиженного природного газа. Не отражена необходимость налогового стимулирования использования технологий, увеличивающих коэффициент извлечения запасов. Не конкретизируется, к каким именно новым месторождениям будет применяться налог на дополнительный доход, и какие существующие налоги/обязательные платежи будет заменять этот налог.

Не учтены мировые тенденции в отношении индустриального и постиндустриального развития мировой экономики, в частности не учтены тенденции в обеспечении углеводородным сырьем за счет поиска новых путей его добычи: сланцевый газ, газогидраты, которые могут кардинальным образом изменить рынок углеводородов и снизить доходы России.

Поделитесь