РСПП не поддерживает законодательные инициативы по ответственности работодателей за соблюдение требований охраны труда, предложенные депутатом Государственной Думы А.К.Исаевым

© Управление трудовых отношений и социальной политики

На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы А.К.Исаевым внесен проект федерального закона №557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации» (прилагается).

Проектом предусматривается выделение из статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» отдельных составов правонарушений по вопросам соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, повышение административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.

Аналогичный законопроект, за исключением отдельных отличий редакционного характера, был подготовлен Минздравсоцразвития России, который рассматривался в декабре 2010 года в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Сторона работодателей РТК при его рассмотрении, высказав необходимость ужесточения требований за соблюдение работодателями и работниками норм и правил по охране труда, не поддержала законопроект. По мнению стороны работодателей, выделение из статьи 5.27 КоАП РФ отдельных составов административных правонарушений по охране труда неправомерно, поскольку вопросы охраны труда являются составной частью трудового законодательства и статья 5.27 КоАП РФ охватывает все составы правонарушений в этой сфере, включая вопросы охраны труда.

Выделение из «общей» нормы действующей статьи 5.27 КоАП РФ отдельных правонарушений в сфере охраны труда (закрытый список, не учитывающий возможные нарушения по другим не менее важным вопросам охраны труда) и установление по ним неизмеримо высоких, по сравнению с общей нормой, размеров административных штрафов создает условия для нарушения принципа соразмерности деяния и наказания. Этому, по мнению стороны работодателей, способствует и предлагавшаяся проектом обобщенность признаков правонарушений (нарушение порядков: аттестации рабочих мест, проведения медосмотров, обучения в области охраны труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты). Например, предлагаемое установление административной ответственности за нарушение установленного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе и положений, регулирующих ведение делопроизводства, процедурные вопросы и т.п., может наказываться штрафом юридического лица в размере от восьмидесяти до ста тысяч рублей. Общей же нормой статьи 5.27 КоАП предусматривается наложение административного штрафа по всем возможным нарушениям трудового законодательства, в том числе и по вопросам охраны труда, в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Стороной работодателей при обсуждении законопроекта были высказаны предложения о необходимости большей конкретизации ответственности за те или иные нарушения в сфере труда, в том числе и по вопросам его охраны, о возможности выделения в этих целях вопросов ответственности за соблюденияе законодательства о труде в отдельной главе КоАП РФ.
Обращалось внимание, что наряду с внесением изменений в законодательство, направленных на повышение административной и уголовной ответственности за соблюдение норм об охране труда, необходимо ускорить затянувшуюся подготовку нормативных актов о новых Правилах проведения аттестации рабочих мест, критериях оценки и классификации условий труда при проведении аттестации рабочих мест.

Представителями стороны работодателей не было высказано возражений по внесению изменений в статью 143 УК РФ, направленных на ужесточение наказаний ответственных лиц, нарушивших требования охраны труда, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного, двух и более лиц.

В связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы нового законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации» Координатором стороны работодателей РТК, президентом ООР «РСПП» А.Шохиным направлено письмо в адрес Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлова о необходимости направления данного законопроекта в соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Материалы
935ae0646d195f433531f91327d5821f, RTF (111 КБ)
Поделитесь