11 сентября 2023 года в рамках Восточного экономического форума (ВЭВ) состоялась сессия «Новая логистика Дальнего Востока – «белый лебедь» экономики России». От Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие Президент Александр Шохин.
На сессии обсудили задачи, стоящие перед игроками транспортно-логистического рынка России с учетом активного развития наземных и морских торговых путей, необходимость дополнительных технологических решений на Дальнем Востоке в условиях растущего грузопотока, меры государственной поддержки, необходимые для российской транспортной сферы, и другие актуальные вопросы.
Отметим, что развитие традиционных и новых морских и интермодальных маршрутов перевозки грузов через Дальний Восток, расширение портовой инфраструктуры в регионе являются одними из ключевых приоритетов государственной повестки в текущих геополитических условиях.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в своем выступлении рассказал участникам сессии о «самочувствии» и работе бизнеса в данном направлении.
«К логистике мы обратились не только тогда, когда пришлось резко поворачивать на Восток в связи с известными санкциями», - отметил глава Союза, напомнив о реализации еомплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
По словам Александра Шохина сегодня «идет мощная конкуренция за глобальные транспортно-логистические потоки».
«Например, Джо Байден (президент США – прим.ред.) на завершившейся «двадцатке» заявил о планах запустить вместе с Индией и союзниками Вашингтона железнодорожный и судоходный коридор, который свяжет Индию, Ближний Восток и Европу», - отметил он.
По мнению Президента РСПП такие конкурентные проекты, как «Один пояс – один путь» и транспортно-логистические коридоры, в том числе и «Западный Китай – Европа», могли «пройти мимо России».
«Чем энергичнее мы будем развивать логистику и транспортную инфраструктуру, тем больше шансы, что мы встроимся в глобальную проблематику и сохраним потенциал транзитной стороны, - резюмировал Президент РСПП. Он также обратил внимание на необходимость увеличивать долю добавленной стоимости в грузах, в том числе идущих на Восток. Спикер отметил, что сегодня глобальная логистика все еще «базируется на идеологии встраивания в цепочки поставок и цепочки добавленной стоимости.
Глава РСПП Александр Шохин обратил внимание, что при повороте на Восток следует не только развивать восточный полигон (БАМ, Транссиб, порты Дальнего Востока, включая Приморский край), но и другие транспортно-логистические цепочки, например, Северный морской путь и Северный широтный ход.
На сессии отмечалась значимость технологичных портов, расположенных в тяжелых климатических условиях, таких как грузовой терминал «Енисей» и строящийся порт «Индига» в Ненецком автономном округе.
Благодаря таким проектам разгружается восточный полигон, поскольку будут задействованы меридианные маршруты, отметил Александр Шохин.
Президент РСПП сказал: «Мы же тоже ориентируемся на то, что международный транспортный коридор «Север-Юг» заканчивается в Мумбаи. Там будет за что побороться, в том числе технологии, грузы. Необходимо предъявить их в таком объеме, и такого уровня, чтобы можно было конкурировать с «партнерами».
Также глава РСПП кратко поделился с участниками сессии итогами расширенного совместного заседания Координационного совета отделений РСПП в ДФО и Подкомиссии по логистике Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, на котором обсудили проблемы взаимодействия различных отраслей бизнеса и власти в части логических проблем.
Красной нитью на заседании прошла тема роли частного бизнеса в развитии частно-логистических коридоров.
«С учетом высокой потребности в финансовых ресурсах бизнесу хотелось, чтобы механизмы привлечения частного капитала компаний оставались одним из магистральных направлений».
Комментируя возвращение некоторых объектов транспортно-логистической инфраструктуры в казну по причине допущенных ошибок в процессе приватизации Президент РСПП отметил: «Я думаю, что главная задача стоит в том, чтоб повысить вклад частного бизнеса и частных инвесторов в развитии инфраструктуры. Могли быть когда-то решения, которые с высоты 3го десятилетия 21го века могут показаться не совсем справедливыми. Здесь важно насколько новые собственники эффективно развивают этот бизнес».
Подводя итоги, стоит отметить, что логистику на Дальнем Востоке, очевидно, нельзя оценить и спрогнозировать вне общеэкономического и общеполитического контекста.
Постоянно усиливающиеся санкционные ограничения потребовали полной перестройки транспортно-логистических решений, которые ранее использовались компаниями.
Это привело к изменению целевых рынков, волатильности сроков и стоимости как экспортных, так и импортных перевозок из-за усложнения и удлинения маршрутов и выявило «узкие места» в российской транспортной инфраструктуре, а в некоторых случаях подтвердило наличие «бутылочных горлышек», о которых неоднократно говорил российский бизнес.
В целом, возможно, необходимо поднимать в целом вопрос развития транспортно-логистической инфраструктуры в стране на более высокий, стратегический уровень, например, в формате комплексного национального проекта в тесной координации с партнерами из дружественных стран, прежде всего ЕАЭС и Большой Евразии.
VIII Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит во Владивостоке с 10 по 13 сентября 2023 года под девизом: «На пути к сотрудничеству, миру и процветанию». Организатором мероприятия выступает Фонд Росконгресс. Официальный сайт Форума - forumvostok.ru