Если в I квартале 2025 года компании поставили на первое место среди основных ограничений деятельности сокращение спроса, то в отчётный период проблема со спросом, хоть и сохранила свою остроту, разделила первенство ещё с двумя проблемами – недостатком оборотных средств и недоступностью финансовых ресурсов. Об этом сообщили порядка трети опрошенных предприятий.
Также отличаются оценки ситуации в части ограничений, связанных с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, новыми технологиями из-за ограничения импорта. Значимость этой проблемы возросла – доля варианта составила 18,4% против доли 9,3%, полученной по итогам I квартала.
Напротив, валютную нестабильность респонденты стали отмечать среди главных ограничений реже – в прошлый отчётный период колебания на валютном рынке оказывали негативное влияние на 17,4% опрошенных компаний, а во II квартале их доля снизилась сразу до 6,9%.
В остальном оценки схожи с оценками, полученными в конце I квартала.
Неплатежи со стороны контрагентов назвали одним из ограничений чуть более четверти организаций.
По словам 16,1% предприятий, на рынке заметно ухудшились условия поставки сырья и комплектующих.
Примерно столько же участников опроса – 14,9% – заявили, что работе их компаний мешали санкции со стороны западных стран.
Рост фискальной нагрузки (налоговых и неналоговых платежей) ощутили на себе 13,8% организаций.
Резкий рост цен на отечественную продукцию назвали основным ограничением деятельности 12,6% респондентов. Столько же компаний пожаловались на невозможность проведения платежей с зарубежными контрагентами.
Сокращение объёмов производства оказало негативное влияние на работу десятой части опрошенных предприятий. Примерно столько же компаний выбрало варианты «проблемы в сфере логистики (удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов, сложности при доставке)» и «сокращение инвестиционных программ или их перенос на более поздний срок».
Около 5% респондентов сообщили, что деятельности их компаний мешал резкий рост на зарубежную продукцию и/или задержки платежей в банках.
11,5% предприятий не сталкивались с какими-либо проблемами, негативно влияющими на финансовые показатели и экономическое положение.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%; данные округлены до целого значения. Данные представлены по убыванию среднего значения. Порог отсечения ~10% в данных за два месяца (по среднему значению).
Сокращение расходов планируют в текущих условиях 65,5% компаний. Этот вариант не теряет своей популярности во все отчётные периоды мониторинга.
Треть организаций намерена заняться реализацией программ по внедрению энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий и реализацией проектов по цифровизации.
25% предприятий сообщили, что в планах – сохранение или увеличение объёмов инвестиционных программ. Напротив, сократить инвестиционные планы готовы около 17% компаний.
16,7% организаций назвали среди основных мер, которые они собираются предпринимать в текущих условиях, интенсификацию производства.
Чуть меньше – 15,5% компаний планируют разработать программы по замещению импортной продукции.
Такую же долю составил ответ «будем менять структуру затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёма затрат».
Повысить цены хотят 14,3% организаций.
Столько же компаний намерены начать требовать аванс со стороны организаций, а 8,3% – отказаться от авансирования поставщиков.
О возможной продаже непрофильных активов заявили 11,9% участников мониторинга.
Десятая часть организаций планирует пересмотреть список поставщиков из-за новых ограничений.
Реже – в 6% случаев – компании собираются сокращать производство или оказание услуг.
Вариант «переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России» также набрал долю 6%.
Менее 5% респондентов остановились на ответах «планируем переориентировать предприятие на выпуск иной продукции» и «снизить цены на продукцию или услугах».
В целом данные за I и II кварталы 2025 года близки между собой. Значимых статистических отличий в ответах респондентов не наблюдается.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа; Данные представлены по убыванию среднего значения. Порог отсечения ~10% в данных за два месяца (по среднему значению).
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа
Доли приведены к общему числу респондентов, ответивших, что они планируют сократить расходы в компаниях
Как и ранее, подавляющее большинство компаний, собирающихся сократить расходы, в первую очередь планируют снижать затраты на административные и общехозяйственные нужды.
45% организаций намерены уменьшить расходы на потребляемые услуги.
Порядка 30% предприятий задумываются о сокращении расходов на персонал, в этом случае доля варианта значимо выросла – на 12 п.п.
В планах более пятой части компаний сокращение расходов на благотворительные социальные программы.
17% организаций сообщили, что они собираются экономить на сырье и комплектующих. В прошлый отчётный период этот вариант выбрали 30% участников мониторинга.
Две трети компаний, которые намерены заняться уменьшением расходов на персонал, намерены сократить наём персонала. Чуть менее половины организаций из этого множества планируют сократить «размер» социального пакета, в том числе корпоративные социальные программы, направленные на развитие сотрудников (например, расходы на обучение).