В острую фазу пандемии[1] подавляющее большинство компаний-членов РСПП – 82,9% – были вынуждены перевести персонал на удалённый режим работы, причём только десятая часть опрошенных перевела на дистанционный режим весь кадровый состав. В ходе опроса, проведённого в марте 2021 года, только 6,2% респондентов ответили, что не используют дистанционную занятость в своих организациях[2].
Следующий раунд обследований, посвящённых теме применения законодательства о дистанционном (удалённом) режиме работы на практике, прошёл в сентябре 2021 года. Доля компаний, которые использовали дистанционную занятость, сократилась с 93,8% до 60,2%.
Тенденция сохранилась – согласно данным, полученным в мае 2022 года, только 28,8% организаций продолжили применять удалённый режим работы для сотрудников.
Интересна и динамика прогнозов компаний по сохранению удалённой занятости. В августе 2020 года 42,5 % респондентов говорили, что потребность в удалённом формате сохранится. В рамках следующего опроса (март 2021 года) такую оценку дали уже 69,2% опрошенных компаний, но во втором полугодия 2021 года интерес бизнеса к данной форме занятости существенно снизился – лишь 6,5 % заявили о планах сохранить режим дистанционной занятости на постоянной основе, а 42,4% предполагали, что активное применение формата удалённой работы сохранится на год-два исходя из эпидемической ситуации.
С учётом очевидного снижения остроты проблемы распространения новой коронавирусной инфекции прогнозы компаний по сокращению «удалёнки» оправдались. Среди возможных факторов, объясняющих такое изменение в подходе компаний к использованию дистанционной занятости, – относительный успех вакцинации, кратный рост доли населения, перенёсшего коронавирус, действенность эпидемиологических мер, которые были предприняты в компаниях в прошедшие два года.