На протяжении всего 2024 года ситуация со спросом на продукцию или услуги компаний оставалась более-менее стабильной, но в начале 2025 года всё изменилось к худшему: со снижением спроса столкнулось большинство опрошенных организаций – 38,4% (доля выросла в отчётный период в два раза).
Как и в прошлый отчётный период, основными ограничениями для деятельности российских предприятий остались недоступность заёмных средств, недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов. Об этом сообщили чуть менее 30% респондентов.
В I квартале 2025 года валютная нестабильность оказала негативное влияние на работу 17,4% компаний.
Резкий рост цен на отечественную продукцию назвали среди главных ограничений деятельности 14% участников опроса. Актуальность этой проблемы снизилась – в прошлый отчётный период более пятой части компаний выбирали этот вариант. Такой же тренд наблюдается в случае значимости проблем из-за роста цен на зарубежную продукцию – доля ответа снизилась с 11,5 п.п. до 3,5 п.п.
Рост фискальной нагрузки и/или ухудшение условий поставки сырья и комплектующих мешали работе 14% опрошенных предприятий.
Чуть реже – в 12,8% случаев – компании отмечали негативное влияние санкций со стороны западных стран, а также проблем в сфере логистики (удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов, сложности при доставке).
Около десятой части респондентов выбрали варианты «произошло сокращение объёмов производства», «было невозможно оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта», «были сокращены или перенесены инвестиционные программы», «было невозможно провести платежи с зарубежными контрагентами», что по итогам I квартала 2025 года серьёзно ограничивало деятельность предприятий.
Крайне редко компании сообщали, что сталкивались с задержками платежей в банках, с ростом административной нагрузки при сборах фискальных платежей, с отказом партнёров от реализации совместных проектов (доли вариантов – 1,2%).
Работе некоторых компаний мешало повышение ключевой ставки, и этот ответ участники добавили самостоятельно.
9,3% участников опроса заявили, что в отчётный период у их организаций не было проблем, влияющих негативно на её финансовые показатели и экономическое положение.
Почти три четверти компаний намерены в существующих условиях сокращать расходы, и тем самым повысить эффективность своей деятельности. По сравнению с данными за IV квартал 2024 года, доля этого варианта значимо выросла – в прошлый отчётный период она составляла 58,2 п.п.
Следующими мерами по популярности стали реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий и реализация проектов по цифровизации. Их отметили 34,1% и 29,4% респондентов, соответственно.
Пятая часть опрошенных предприятий планирует сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ, в то же время сократить свои инвестиционные планы готовы 15,3% компаний.
Повысить цены в текущих условиях собираются 16,5% организаций (доля этого варианта снизилась в отчётный период на 20 п.п.).
О планируемой разработке программ по замещению импортной продукции сообщили также 16,5% компаний.
Чуть реже – в 15,3% случаев – компании указывали, что в их планах отказаться от авансирования поставщиков, а начать требовать аванс с покупателей собираются 12,9% организаций.
Интенсифицировать производство хотят в перспективе 14,1% предприятий. Такое же множество компаний готово заняться продажей непрофильных активов.
12,9% компаний приступят в ближайшем будущем к изменению структуры затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёма затрат.
Менее десятой части опрошенных сообщили, что планируют переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России; возможно, переориентировать предприятие на выпуск иной продукции или даже сократить объёмы производства; пересмотреть список поставщиков из-за новых ограничений в контактах с компаниями из стран Европы, США и др., осуществить поиск необходимой продукции на других рынках.
Подавляющее большинство опрошенных компаний (93,2%) планирует снижать затраты на административные и общехозяйственные нужды.
Более половины всех организаций намерены сократить расходы на потребляемые услуги. Участники опроса стали значимо чаще отмечать этот вариант – в прошлый отчётный период его доля составляла 37 п.п.
29,5% компаний собираются начать экономить на сырье и комплектующих.
Пятая часть респондентов остановилась на ответах «в планах сокращение расходов на благотворительные социальные программы» и/или «сокращение расходов на персонал». В последнем случае доля варианта выросла в два раза.
В основном, компании, которые намерены заняться снижением расходов на персонал, планируют ограничиться сокращением найма.