Неплатежи со стороны контрагентов вышли на первое место среди всех возможных проблем, с которыми сталкивались компании в своей деятельности в III квартале 2024 года. 36,6% респондентов сообщили, что именно несоблюдение обязательств по выплате средств ограничивало работу компании. В прошлый отчётный период доля этого варианта была значимо ниже – она составляла 22,1%.
О продолжающемся ухудшении условий поставки сырья и комплектующих заявила четверть опрошенных предприятий.
Сложности с доставкой, проблемы с транспортировкой закупаемой продукции (в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и т.д.) мешали также примерно четверти организаций – 23,3%.
Невозможность оснастить организацию новым оборудованием и технологиями из-за ограничения импорта, недостаток оборотных средств и валютная нестабильность ограничивали деятельность более пятой части опрошенных (21,9%).
Чуть реже – в 20,5% случаев – компании жаловались на невозможность проводить международные платежи с иностранными контрагентами.
Резкий рост цен на отечественную продукцию затронул по итогам III квартала 17,8% компаний, а рост цен на импортную продукцию и пересмотр цен контрактов – 12,3% компаний.
Санкции со стороны западных стран оказали негативное влияние на работу 16,4% компаний.
Снижение спроса и рост фискальной нагрузки почувствовали на себе по итогам отчётного периода 12,3% организаций Недоступность заёмных средств ограничивала деятельность 11% опрошенных предприятий.
Сокращение инвестиционных программ или их перенос на более поздний срок мешало работе 8,2% компаний. Такую же долю составил ответ «проблемой в III квартале стали задержки платежей в банках».
Около десятой части всех компаний не сталкивались в отчётный период с какими-либо проблемами, влияющими негативно на финансовые показатели и экономическое положение.
По сравнению с результатами за II квартал, выросла острота проблем из-за ухудшения условий транспортировки продукции, из-за нестабильности на валютном рынке и из-за роста цен на отечественную и импортную продукцию.
Напротив, компании несколько реже сталкивались с невозможностью оснастить предприятие новым оборудованием или технологиями из-за запретов на импорт, с невозможностью проводить платежи с иностранными контрагентами. Также снизилась актуальность проблемы недостатка оборотных средств. Хотя все эти три проблемы остались в III квартале довольно значимыми – они оказали негативное влияние на деятельность около пятой части опрошенных предприятий.
Влияние санкций со стороны западных стран респонденты отмечали в конце III квартала реже, чем по итогам предыдущего отчётного периода – доля стала меньше примерно на 5 п.п.
В остальных случаях значения изменились в рамках статистической погрешности.
Также несколько участников дали собственный ответ на вопрос о проблемах, которые мешают работе компаний: «дефицит кадров», «высокая ключевая ставка ЦБ».
Основной мерой повышения эффективности в текущих условиях две трети респондентов назвали дальнейшее сокращение расходов компаний.
36,6% организаций планируют реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, а 29,6% предприятий – программы и проекты по внедрению цифровых технологий в производство или оказание услуг.
Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ намерены 35,2% компаний (доля варианта в отчётном периоде значимо выросла – на 10 п.п.). Только 5,6% опрошенных сообщили, что для повышения эффективности деятельности предприятий их компании будут сокращать объёмы инвестиционных проектов.
Повысить цены на продукцию собираются в ближайшей перспективе 22,5% организаций, и ни один из участников опроса не указал ответ «в планах снижение цен».
21,1% предприятий готовы приступить к разработке программ по замещению импортной продукции – оборудования, комплектующих – в рамках собственных инвестиционных проектов.
Интенсифицировать производство намерены 18,3% компаний.
14,1% организаций планируют пересмотреть список поставщиков из-за новых ограничений в контактах с компаниями из стран Европы, США и др., осуществить поиск необходимой продукции на других рынках.
Изменить структуру затрат предприятия без снижения выпуска и без сокращения объёмов затрат хотели бы в ближайшее время 12,7% опрошенных организаций (в этом случае доля варианта выросла на 7,2 п.п., и это статистически значимое изменение).
Около десятой части предприятий сообщили, что они собираются переориентировать производство на выпуск иной продукции; продать непрофильные активы; перестать авансировать поставщиков и начать требовать аванс со стороны покупателей.
В планах 8,5% компаний – переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России.
Остальные возможные меры – продать профильные активы, сократить производство или оказание услуг, приобрести конкурирующие компании и их активы, сократить объёмы инвестиционных программ, сократить номенклатуру производимой продукции – респонденты отмечали редко, менее чем в 5% случаев.
Большинство компаний, которые планируют сокращать расходы, – 80,9% – собираются уменьшить затраты на административные и хозяйственные нужды.
Почти половина из этого множества (48,9% предприятий) будет сокращать расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.). Перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие в планах 38,3% организаций. Четверть компаний снизит затраты на благотворительные и социальные программы, реализуемые на территориях присутствия.
14,9% участников опроса сообщили, что их организации намерены уменьшить свои расходы на персонал (сократить наём персонала, перевести работников на работу на условиях неполного рабочего времени).
Респонденты стали значимо чаще выбирать ответы «компания планирует снизить расходы на потребляемые услуги» и «в планах перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие», доли вариантов прибавили в отчётный период 13 п.п. и 15 п.п., соответственно.