РСПП: Повышение налогов не приведет к росту поступлений денег в бюджет

Российский союз промышленников и предпринимателей попытался изобразить, что будет с экономикой, если будут одобрены последние предложения Минфина по увеличению налогового бремени. Картина получилась нерадостная: рост поступлений от одних налогов будет нивелирован снижением отчислений от других. При этом государство рискует получить целый букет неприятностей — рост инфляции, сокращение инвестиций и эпидемию фирм-однодневок.

Материалы РСПП (есть у РБК) были направлены в Минфин, знает бизнесмен из бюро правления РСПП, официального ответа из Минфина не получено, добавляет он. Документ представляет собой сжатое резюме опроса предпринимателей. Количество участников анкетирования в РСПП не раскрывают, указывая только, что это члены союза.

Бизнесменов спрашивали, как на бизнес повлияет обсуждаемое в Белом доме повышение после 2018 года НДС и подоходного налога на 2 процентных пункта, до 15 и 20% соответственно, а также концептуально одобренные правительством введение с 2015 года налога с продаж в размере 3% и отмену верхнего порога отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования. По оценкам Минфина, только две последние инициативы дадут государству дополнительно около 400 млрд руб.

Ни одно из предложений Минфина не находит поддержки у предпринимателей. Нужно быть готовым к тому, что компании начнут сокращать объемы производства и инвестиций, часть бизнеса уйдет в тень, а практика использования фирм-однодневок распространится, предупреждает РСПП. Для экономики это чревато ростом инфляции, сокращением занятости и, как следствие, ростом социальной напряженности в обществе.

Это слишком высокая цена, уплатив которую, государство не гарантирует решение своих проблем. Так, например, если НДФЛ вырастет с 13 до 15%, компании могут решить не индексировать зарплаты работников, и тогда это приведет «к снижению уровня жизни населения, снижению покупательской способности... в результате — к торможению экономической активности». Или же они увеличат расходы на оплату труда, тем самым сократится рентабельность бизнеса. В обоих случаях поступление в бюджет налога на прибыль может сократиться.

Такой же эффект возможен и от повышения НДС до 20%. Цепочка рассуждений такова: рост налога приведет к снижению конкурентоспособности российских товаров, как следствие, снизятся объемы производства и налогооблагаемая база по прибыли. Для своевременной уплаты налогов потребуются дополнительные средства и, как результат, — уменьшение оборотного капитала. Предприятия начнут сокращать инвестиционные программы.

«Возможно, придется сократить запланированные объемы нового строительства, так как запланированных средств не хватит на их реализацию в полном объеме. Также качество строительства снизится, так как потребитель элитной продукции будет стремиться приобретать более дешевую низкокачественную, чтобы не увеличивать расходы. Это повлечет снижение интереса в инвестиции в высокотехнологичную переработку», — приводится в материалах комментарий одного из участников анкетирования.

Другие меры наполнения бюджета по сути своей несправедливы, указывает РСПП. Например, большие поступления от налога с продаж, скорее всего, будут только у и без того экономически успешных регионов. В 2013 году на десять регионов с самым высоким оборотом розничной торговли по субъектам приходилось 49% совокупного оборота, на десять регионов с самым низким — менее 1%, говорится в документе.

Повышение обязательных взносов в ФОМС могло быть оправдано для повышения качества обслуживания в государственных медицинских учреждениях при отсутствии добровольного медицинского страхования, когда обслуживание бесплатное, техническое оснащение на высоком уровне и все пользуются без исключения только ОМС. Но компании «пользуются ДМС, платят напрямую за своих сотрудников в клиниках, которые оказывают медицинское обслуживание как раз за счет этих средств, поэтому ответственность за часть населения они и так уже взяли на себя и лечат их за свой счет», говорится в материалах.

По предварительным оценкам РСПП, повышение взноса в ФОМС (Минфин предлагает взимать со всех заработных плат отчисления в ФОМС, сейчас 5,1% идет в фонд с заработных плат, не превышающих 624 тыс. руб. в год, с 2015 года планируется повышение предельного уровня заработных плат до более 700 тыс.) приведет к росту расходов бизнеса минимум на 130 млрд руб. уже в 2015 году. В качестве компромисса предлагается не отменять полностью, а лишь скорректировать порог отчислений.

На этой неделе члены бюро правления РСПП провели встречу с министром финансов Антоном Силуановым, рассказывали РБК участники совещания. Человек, знакомый с ходом обсуждения налоговых инициатив, подтверждает, что на ней предприниматели рассказали министру, что попытка сбалансировать бюджет за счет роста налогов связана с рисками, как экономическими, так и социальными, и возникает нестабильность условий ведения бизнеса даже в среднесрочной перспективе. В Минфине не ответили на запрос РБК.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова не комментирует обсуждение налоговых инициатив. Повышения налоговой нагрузки в период действующего политического цикла, то есть до 2018 года, не планируется, говорил первый вице-премьер в апреле этого года. Представитель Минэкономразвития ограничилась заявлением, что сейчас обсуждаются принципиальные меры по налогообложению между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, министерствами и представителями бизнес-сообщества. Ранее замминистра экономического развития Сергей Беляков говорил РБК, что, по предварительной оценке, новые налоговые инициативы в случае их утверждения приведут к «серьезному» увеличению нагрузки, особенно в машиностроении, обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

РБК daily

Поделитесь