Российский союз промышленников и предпринимателей направил Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину письмо с просьбой рассмотреть предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целях поддержки бизнеса.
Одним из пунктов предложений была декриминализация отдельных деяний в сфере предпринимательства.
РСПП считает целесообразным провести анализ предусмотренных УК РФ составов преступлений, за совершение которых, либо вообще не предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы, либо такая ответственность предусмотрена, но фактически не применяется. По указанным правонарушениям отсутствует необходимость использования жестких и трудозатратных процессуальных механизмов уголовного преследования, а привлечение к соразмерной ответственности может быть обеспечено в рамках КоАП РФ.
Прежде всего, речь идет о декриминализации деяний, предусмотренных:
- частями первой и второй статьи 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав».
- статьей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» (в части осуществления предпринимательской деятельности без регистрации).
-
статьей 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством о ценных бумагах».
Санкция указанной статьи не предусматривает уголовного наказания в виде лишения свободы. Представляется, что указанное деяние по своей общественной опасности не превосходит административное правонарушение. Аналогичная норма содержится в ст. 15.19 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках»). Кроме того, декриминализация указанного состава актуальна в условиях санкций, когда ограниченное раскрытие информации обусловлено риском введения санкций в отношении лица, о котором раскрывается информация. - статьей 197 УК РФ «Фиктивное банкротство».
Заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, или гражданином о своей несостоятельности не имеет особой общественной опасности. Определение объективной стороны фиктивного банкротства, данное в ст. 197 УК РФ, не соответствует порядку банкротства, предусмотренному законодательством РФ (признание банкротом осуществляется исключительно в судебном порядке.). Вместе с тем, существующая норма препятствует привлечению внимания деловых кругов к неудовлетворительному финансовому состоянию компании и своевременному принятию мер по предупреждению банкротства.
В случае принятия решения о невозможности полной декриминализации указанных выше нарушений РСПП предлагает рассмотреть вопрос о введении в отношении них административной преюдиции, предполагающей привлечение лица к уголовной ответственности, только если оно в течение определенного периода времени после одного или более административных наказаний за административное правонарушение совершит такое же нарушение.